Вид деятельности: тематическое рисование.
Цели: развивать интерес и любовь к народным традициям; способствовать формированию эстетического отношения к народным обычаям.
Оборудование: иллюстрации в книгах; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.
Зрительный ряд: репродукции картин Б. Кустодиева «Праздники в деревне», «Ярмарка»; В. Сурикова «Взятие снежного городка»; А. Куинджи «Масленица».
Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа по теме урока.
У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведении людей, в их одежде, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.
Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.
Возникли праздники неслучайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работы.
Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а поэтому надевали самое лучшее, парадное: себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики. Торговцы расхваливали товар.
Все в жизни меняется, а праздники остаются. И хотя справляются они сейчас по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни и обычаи, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти праздники составляют необычайность, особенность праздника.
– Какие зимние праздники вы знаете?
Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому, это – Святки.
Святки длились две недели, начинались в рождественский сочельник 6 января (24 декабря) и завершались в день крещения.
Основными праздниками Святок являлись Рождество Христово и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой семье совершались торжественные обрядовые трапезы.
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами. Так, в первый день Рождества группы детей, юношей и девушек ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие ребятишки совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне.
– Кто знает, какие песни поются в таких случаях?
ПЕСНИ
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка,
Не ленись, подымись.
Ты подай пирога.
Как подашь пирога –
Целый двор живота.
Не подашь пирога –
Одна куричья нога.
Хозяюшка в дому,
Как оладейка в меду.
Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять.
Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
Я во поле ночевала,
А теперь я к вам пришла.
Уж и ходили мы,
Уж и бродили мы
По проулочкам,
По закоулочкам.
Щедрый вечер,
Добрый вечер,
Добрым людям
На весь вечер!
Святочные праздники завершались великим праздником – Крещение Господне 19 января.
Подготовкой к празднику Крещения являлся строгий пост накануне до первой «вечерней» звезды. Вечером все по возможности отправлялись в церковь.
Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьей». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.
По народным представлениям в ночь на Крещение открываются небеса.
В день Крещения после водосвятия совершались обряды очищения домов и хозяйственных построек, их окропляли святой водой.
Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица издавна была общенародным праздником.
Масленицу начинали праздновать с понедельника, и вся неделя была самой веселой. Каждый день имел свое название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыши»; среда – «лакомка»; четверг – «широкий четверг»; пятница – «тещина вечерка»; суббота – «золовкины посиделки»; воскресенье – «проводы».
Наибольшего размаха праздник достигал в последние два дня. Молодежь каталась на санях с гор. На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков». Разыгрывались многолюдные спортивные соревнования – «кулачные бои».
Воскресенье было последним днем праздника. В этот день происходило много значимых ритуальных действий.
Проводы Масленицы сопровождались сожжением масленичного чучела.
Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света на злом и тьмой.
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскрешении. Значение праздника в спасении всех верующих людей от духовной смерти, даровании им жизни вечной.
К празднику Пасхи готовилась специальная снедь: выпекались куличи, красились яички. Выпечку и крашение несли в церковь на освящение.
Пасхальная служба происходила в ночь с субботы на воскресенье. Ровно в 12 часов начиналась пасхальная заутреня. О Христовом воскрешении возвещает торжественный колокольный звон (благовест), в храме зажигают все свечи и паникадила и церковный хор начинает пасхальное песнопение. С наступлением пасхального утра мир преображается. В народе верили, что в светлое Христово Воскресенье вся природа ликует, а солнышко радуется. Крестьяне рано утром выходили на улицу смотреть на небо, забирались повыше на пригорки и крыши. Считалось, если солнышко «играет» – это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю.
Большой летний праздник – Троица. В русской традиции он связывался прежде всего с культом растительности. Символом праздника является береза. Около березок устраивались трапезы, сопровождавшиеся ритуальным «кормлением» дерева.
Девушки водили хороводы, пели песни:
Йо, йо, березонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица –
Только, только у нас, у девушек,
И праздничек!
На Троицу девушки гадали на будущее – пускали венки по реке.
В заключение праздника жгли костер и прыгали через него – считалось выпроваживанием нечисти.
– А кто из вас знает праздничные обряды?
– Какие праздники еще празднуют в народе?
III. Самостоятельная работа.
Учащимся предоставляется полная творческая свобода в исполнении рисунка народного праздника, с изображением традиционного обряда.
IV. Итог урока.
Анализ и оценка работ.
Игра «Отгадай праздник по рисунку».
Учащиеся определяют, какие праздники изображены на рисунках.