Урок 22. Понятие о причастном обороте

0
388
страны мира

Урок 22. Понятие о причастном обороте

Цели: дать понятие о причастном обороте; развивать логические способности учеников.

Методические приемы: обсуждение творческих заданий, объ­ яснения учителя; конструирование словосочетаний; наблюдения над текстом.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.

II . Изучение темы «Причастный оборот»

1. Наблюдения над текстом.

Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями:

венчающая город башня;

кипящую смолу;

камни, пущенные с расстояния в двести метров;

стены и башни, поросшие мхом. Ответим на вопросы:

В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? (В 1-м словосочетании: башня (какая?) венчаю­ щая); во 2-м: смолу (какую?) кипящую; в 3-м: камни (какие?) пущенные; в 4-м: стены и башни (какие?) поросшие.)

Назовите словосочетания, в которых причастия являют­ ся главными словами. (В 1-м словосочетании: венчающая (что?) город; в 3-м: пущенные (откуда?) с расстояния в две­ сти метров; в 4-м: поросшие (чем?) мхом.)

Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, вы­ ступать главным словом словосочетания.

Назовите причастие, не имеющее зависимых слов. (Кипя­ щую.)

Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми сло­вами? (В 1-м словосочетании – перед определяемым словом, в 3-м и 4-м после него.)

Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями.

Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами на­ зывается причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения – определением.

– Какие еще обороты вам известны? (Сравнительный оборот. Он тоже является одним членом предложения – обстоя­ тельством.)

2. Изучение теоретического материала учебника.
Чтение §12 (с. 31-33).

Упражнение 69: устный разбор, запись, наблюдения над зна­ ками препинания.

Упражнение 70: устный разбор, письменное выполнение уп­ ражнения, запись схем на доске.

Домашнее задание 1- § 12. 2. Упражнение 71 (сочинение-описание).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь