Урок 22 Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога»
Цели: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта; со стихотворением «Железная дорога»; работать с «трудными» словами из стихотворения.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Слово учителя о поэте, демонстрация портрета.
2. Знакомство со статьей о поэте в учебнике (с. 226–228).
– Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?
– Какие вы знаете произведения Некрасова?
3. Подготовка к восприятию стихотворения «Железная дорога».
Индивидуальное сообщение учащегося о железнодорожном строительстве в России; рассматривание репродукции картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 г.).
4. Знакомство со стихотворением «Железная дорога».
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
2) Работа по вопросам:
– Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения «Железная дорога»?
– Если бы вам предложили выразить свое впечатление от стихотворения «Железная дорога» в рисунке, что бы вы изобразили?
– Чем идея картины Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
– Какое значение имеет в стихотворении эпиграф – «Разговор в вагоне»?
– Почему стихотворение посвящается детям?
– Обратите внимание на эпитеты в I главке стихотворения. Воздух – «здоровый, ядреный», речка – «студеная», Русь – «родимая». Есть ли сходство в окраске этих слов? Что можно сказать о человеке, который так говорит? Мог бы так сказать генерал, отец Вани?
– Как вы понимаете слова: «Все претерпели мы, Божии ратники, мирные дети труда»? Почему поэт называет строителей дороги ратниками, то есть воинами; почему добавляет к этому другое определение: «мирные дети труда»?
– Каково значение слова «дорога» в выражении: «и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»?
5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
1) Чтение I главки.
– Подумаем, в чем особенность осеннего пейзажа, нарисованного в I главке стихотворения. Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к увиденному из окна вагона.
– В чем же видит поэт красоту? Представим себе: лед, похожий на тающий сахар, желтые листья, лежащие как ковер, болота моховые, пни, кочки. Все такое обычное, где же здесь красота?
Но нет, все залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием, все это «хорошо»: ведь это «родимая Русь»! Осень увидена глазами человека-творца, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Ведь творчество – это и есть открытие нового, преображение мира.
Поэт любит свою родину не за какие-то дивные красоты, а потому, что это его родина. Так любят мать. Он называет ее не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом «Русь».
– А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бодрит»? Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Да, это труженик, уставший от тяжелой работы. И в этом он тоже частица своего народа, о котором написано стихотворение.
Так, еще ни слова не сказав о труде народа, построившего железную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, народе, красоте, труде, творчестве.
2) Чтение II главки.
Перейдем ко II главке. Посмотрим, как развивается мысль Некрасова. Попытаемся выделить отдельные части этой главы: а) царь-голод; б) песнь мертвецов; в) белорус; г) мысли о будущем народа.
– Подумайте, как меняется интонация при переходе от одной части к другой.
– Как прочитать строки о царе-голоде: торжественно и твердо, или печально, с горечью?
– Где сделать логические ударения в строках: «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»?
– Заметили ли вы, как в словах «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты» сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колес?
– Из приведенных далее слов выберите те, которые помогут вам определить интонацию II и III отрывков.
На доске открываются слова: сочувствие, жалость, восхищение, возмущение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование.
В каких словах открыто проявляется чувство поэта?
– Как должны прозвучать заключительные строфы главки?
Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением:
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.
3) Чтение III главки.
Третья главка начинается с резкого перелома интонации: свисток паровоза развеял «сон удивительный». Мальчик еще под впечатлением сна, хочет рассказать о нём отцу. Но генерал окончательно разрушает поэтическую картину своим хохотом.
Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор-рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее. Для него народ – «варвары, дикое скопище пьяниц». Нет, не тронут его сердца ни славная осень, ни труженики-мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди «бесплодных дебрей». Для него все эти картины – зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка.
– С каким же чувством говорит поэт о генерале?
Слова на доске: презрение, негодование, насмешка, ирония, гнев.
– Какое из этих слов более всего подходит для определения авторской интонации?
4) Чтение IV главки.
Четвертая главка – изображение того, что генерал считает «светлой стороной» жизни.
– А как относится к этой картине рассказчик? Верно ли, что у него картина вызывает чувства горечи, досады, гнева? Чем вызваны его чувства?
– Постарайтесь передать иронию автора при чтении этой главки.
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; выписать в тетрадь «трудные слова»; дать им толкование.