Цель урока: знакомить учащихся с особенностями общения; поощрять стремление детей совершенствовать навыки общения; формировать у детей способность решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью убеждения, договора, объяснения.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница».
Круг радости
– Добрый день, дорогие ребята! Я приглашаю вас в круг радости. Давайте произнесем шепотом фразу: «В моём мире все прекрасно!». А теперь произнесем эту фразу громко; …грозно; …ласково; …нежно. А сейчас пропоем эту фразу… .
Побеседуем
– А вы знаете, что от 65% до 80% всех сообщений передаются человеком окружающим без слов, при помощи выразительных движений. Покажите примеры приветствий без слов (кивок, улыбка, салют, рукопожатие…)
– Легко ли вам заговорить с незнакомым человеком? Почему? Приведите примеры, в которых необходимо заговорить с незнакомым человеком.
Ответы детей.
– Подумайте, пожалуйста, над вопросами:
1. Всегда ли следует первым начинать разговор? Правильный ответ: «Нет». Иногда можно подождать, когда собеседник первым начнет беседу.
2. Когда необходимо заговорить первым? Правильный ответ: «В любой ситуации, требующей немедленных действий, например, кто-то плохо себя чувствует и ему нужна помощь».
3. Легко ли первым начинать разговор? Правильный ответ: «Одним людям это делать легко, другим – трудно».
Ответы детей.
– Умение начинать разговор является полезным навыком. Некоторые люди легко вступают в контакт, а другим это сделать совсем не просто, поэтому навыку начинать разговор следует учиться.
Упражнение «Диалог с незнакомым человеком»
Учитель дает задание – подготовить и разыграть сценки различных способов начала разговора. Учащимся раздаются подготовленные заранее карточки с ситуациями.
1) Позвони оператору телефонной станции, чтобы узнать номер телефона поликлиники неотложной помощи.
2) Позвони в магазин и узнай о наличии минеральной воды и ее видах.
3) Позвони другу и поговори с его родителями.
4) Поприветствуй знакомого на улице.
5) Поздоровайся со знакомым в читальном зале библиотеки.
6) Не пройди мимо малознакомого человека, случайно встретившегося тебе в кинотеатре.
7) Спроси незнакомого человека на улице, как пройти к ближайшей стоянке такси.
8) Предложи свою помощь (что-то донести или открыть дверь) незнакомому человеку.
9) Начни разговор с незнакомым человеком в общественном месте (в очереди, в поликлинике, на стадионе во время спортивного матча).
Просмотр классом разыгрываемых сценок. После каждой детям задаются вопросы:
– Успешно ли начат разговор?
– Были ли вежливыми его участники?
Попросите учеников подумать и предложить интересные способы начала разговора из их личного опыта. Выслушайте всех желающих. Подведите класс к выводу о том, что в некоторых ситуациях необходимо начать разговор с незнакомым человеком. Важным условием успешного начала разговора является взаимная вежливость.
– Как видим, умение начать разговор – полезный навык. Начиная
разговор, сначала поздоровайся и представься, а затем задай вопрос.
Побеседуем
– Поймете ли вы собеседника, если он говорит одно, а всем своим видом выражает другое? Почему?
– Будете ли вы поддерживать разговор с человеком и стараться понять его, если он вас обманывает? Почему?
– Приятно ли разговаривать с человеком, который во всем видит только плохое? Почему?
– Если во время разговора ваш собеседник груб или чересчур напорист, будете ли вы продолжать разговор? Почему?
– Есть много способов поддержать или прекратить беседу при помощи слов и без них. Например, завершить беседу можно словами: «Мне пора! Извините, я должен идти» или, взглянув на часы, сделать движение по направлению к двери и т.д.
Игра «Найди решение»
Учитель приглашает детей поиграть в игру, которая называется «Найди решение».
– Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 команды. Задача первой команды будет заключаться в том, чтобы придумать какую-нибудь непростую ситуацию, связанную с общением, записать её на листке и передать другой команде. Вторая команда, ознакомившись с ситуацией, должна найти способы правильного решения ситуации. Первая команда демонстрирует свой вариант.
Выступление команд.
– Чему научила вас эта игра?
Работа в тетради
– Молодцы, ребята! Вы хорошо играли. Пришло время потрудиться. Прочитайте в тетради задание 1. Подумайте над ним. Выполните его.
Ученики зачитывают правила, учитель записывает их на доске, дополняя теми, которые не прозвучали в ответах детей.
Правила общения:
Будьте спокойны и выдержанны.
Уважайте других и себя самого.
Учитесь слушать и понимать.
Не перебивайте.
Не оскорбляйте, не обзывайте, не обманывайте.
Если что-то не поняли, уточните, задайте вопрос.
В спорных случаях попросите кого-нибудь вас рассудить.
Приложите усилие, чтобы устранить разногласия.
Анализируйте свои поступки. Учитесь признавать свои ошибки.
– Запомните, пожалуйста, эти полезные правила. Они непременно пригодятся вам в жизни. Обведите кружком тот совет, который для вас наиболее важен. Объясните, почему?
– Я хочу пожелать вам, чтобы вы следовали этим советам, тогда вам удастся избежать неприятных ситуаций и лишних конфликтов. Соблюдая правила общения в своей жизни, вы поддерживаете вокруг себя мир, добро, спокойствие, любовь и гармонию. Ведь это и есть самые главные нравственно-духовные ценности в жизни человека.
Домашнее задание
Прочитайте и запомните правила Д. Карнеги, помогающие приобрести друзей (задание 2). Прочитайте в хрестоматии притчу «Лягушка-путешественница» и советы «Как разговаривать не ссорясь».
Круг «От сердца к сердцу»
– Ребята! Завершается наш урок. Давайте вместе разучим и споём хорошую песню, в которой отражается красота, волшебство мира, в котором мы живем. Песня называется «Мой мир». Автор музыки и текста песни – Кристина Орбакайте.
1. Мир, в котором я живу,
Называется мечтой.
Хочешь, я тебя с собой возьму,
А хочешь, поделюсь с тобой?
Припев:
Я подарю тебе любовь,
Я научу тебя смеяться. 2 раза
Ты забудешь про печаль и боль,
Ты будешь в облаках купаться.
2. Смотри, разноцветный дождь,
Поёт вдохновенно ветер.
Ты не заметил, что по радуге идёшь,
Мой мир – как он красив и светел.