Цели: научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении, правильно ставить знаки препинания, строить схемы сложноподчиненных предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфографическая разминка.
– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?
Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.
– Расставьте ударения в следующих словах:
Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя, понять, понял, поняла.
III. Сообщение темы урока.
Слово учителя. Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).
Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.
Например:
[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).
(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].
[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].
Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:
И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).
Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).
Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.
Например:
Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)
Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)
IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.
Задание. п рочитать § 18–19.
Работа по вариантам .
Вариант I : составить план § 18, проиллюстрировать собственными примерами.
Вариант II : составить план § 19, проиллюстрировать собственными примерами.
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 18–19, упр. 89.