Урок 21. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа)
Цели: закрепить навыки склонения причастий; способствовать развитию речи учеников.
Методические приемы: лингвистический разбор, устные вы ступления, реализация межпредметных связей; самостоятельная работа.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Продолжение слушаний.)
Проверка усвоения материала.
В чем особенности склонения причастий?
Как выбрать гласную в окончании причастия?
Какие словосочетания образуются с участием причастий?
3. Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске.
Дополнительный вопрос:
– Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Бе лый пудель».)
II . Закрепление темы «Склонение причастий»
Упражнение 68: комментированное письмо.
Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, кото рые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.
Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.
3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предло жений.
Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.
Сейчас от былого величия остались только свидетели его – замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас – тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)
Примечание: знаки препинания при причастных оборотах уче ники еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.
Домашнее задание
1.§11.
2. Творческая работа: придумать продолжение текста объясни тельного диктанта или его начало.
Дополнительное задание (усложнение): включить в сочине ние предложения с причастиями.