Урок 21. Систематизация и контроль знаний и умений

0
771

Цели: проверить усвоение основных понятий модуля и умение применять полученные знания; развивать общепредметные и предметные компетенции.

Тип урока: урок контроля знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель называет цели урока и рассказывает о его структуре.

II. Контроль знаний

Экспресс-опрос по терминам. (Учитель называет определение, ученики дают моментальный ответ. Если вызванный учителем ученик ошибся, необходимо дать правильный ответ другому ученику. Для стимулирования можно использовать систему жетонов для оценивания.

Набор терминов и понятий: общественные науки, культурология, политология, социология, демография, антропология, общество, социальный институт, сфера общества, цивилизация, культурноисторический тип, стадиальная теория, менталитет, теория локальных цивилизаций, модернизация, прогресс, регресс, глобализация, мировое сообщество, третий мир.

Одновременно на доске выполняются индивидуальные задания:

• схема мировой системы;

• схема «Типология цивилизаций»;

• основные научные теории и их авторы.)

Контрольное тестирование.

Teem 1

1. Определение «форма совместной жизни и деятельности людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия в целях удовлетворения потребностей; характеризуется устойчивостью, целостностью, динамизмом, наличием особых социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей» относится…

а) к понятию «государство»;

б) к понятию «общество»;

в) к понятию «цивилизация».

2. Укажите правильный ответ.

а) любое общество – это государство;

б) сначала возникает государство, а в нем уже формируется общество;

в) сначала возникает общество, а потом в нем образуется государство.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Начиная с определенного уровня развития производства общество избавляется от прямой зависимости от климатических факторов.

Б. Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и всегда будет таковым оставаться.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.

4. Динамизм общества как системы подразумевает…

а) устойчивость и стабильность;

б) изменение и развитие;

в) постоянный прогресс.

5. Путь социального (общественного) развития, при котором происходит постепенное накопление изменений в жизни общества, называется…

а) революционный путь развития общества;

б) эволюционный путь развития общества;

в) реформаторский путь развития общества.

6. Общество можно определить как…

A. Обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Б. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности.

B. Целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верно только В; г) все определения верны.

7. Сфера общественной жизни, к которой относятся мораль, религия, философия…

а) социальная; б) экономическая;

в) политическая; г) правовая;

д) духовная.

8. Если построить график, изображающий общественный прогресс, то он будет представлять собой…

а) прямую нисходящую линию;

б) прямую восходящую линию;

в) изломанную линию.

9. Что из нижеперечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса?

а) развитие производства ведет к появлению как средств созидания, так и средств разрушения;

б) развитие производства ведет к изменению социального статуса рабочего;

в) развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире.

10. Как называются обстоятельства, обуславливающие существование и продолжение общественного прогресса?

а) общественные отношения;

б) юридические факты;

в) критерии общественного прогресса.

11. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем является…

а) широкое распространение идеологии потребительства;

б) разлад системы взаимодействия с природой, необратимые изменения в среде обитания;

в) разложение мировой экономики, экономические и промышленно-финансовые потрясения.

12. В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются глобальными?

а) в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью;

б) в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный характер;

в) в связи с тем, что основной причиной их появления является глобализация.

13. В чем состоит суть демографической проблемы как глобальной проблемы человечества?

а) в неравномерном и неуправляемом росте населения в развивающихся странах;

б) в утрате нравственных ценностей, крушении идеалов;

в) в исчерпаемости ресурсов, обеспечивающих удовлетворение потребностей, необратимых изменениях среды обитания.

14. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в разных сферах жизни общества, называются…

а) социальным взаимодействием;

б) социальной системой;

в) общественными отношениями.

15. К какому понятию относится определение «процесс, в котором индивиды совершают определенные действия, изменения в социальной общности или в обществе в целом, воздействуют на других индивидов»?

а) социальное взаимодействие;

б) общественные отношения;

в) социальная связь.

Тест 2

1. Социальное (общественное) развитие – это…

а) изменение, в ходе которого происходит усложнение, совершенствование общества;

б) увеличение численности населения в рамках определенного общества;

в) развитие социальной системы.

2. К факторам социального (общественного) развития относятся…

а) природный фактор (географические и климатические условия);

б) социальный фактор (свойства самого общества);

в) природный и социальный факторы в своей совокупности.

3. Путь социального (общественного) развития, при котором происходит постепенное накопление изменений в жизни общества, называется…

а) революционный путь развития общества;

б) эволюционный путь развития общества;

в) реформаторский путь развития общества.

4. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию, называется…

а) общественный прогресс; б) исторический процесс;

в) реформа; г) революция.

5. К. Маркс считал критерием общественного прогресса…

а) божественное предопределение;

б) приближение к правовому государству;

в) сознание свободы;

г) развитие производительных сил.

6. Приобретение тем или иным явлением или процессом общепланетарного характера называется…

а) исторический процесс;

б) глобализация;

в) интеграция.

7. Для цивилизационного подхода к общественному развитию характерно…

а) утверждение о восхождении человечества по ступеням общественно-экономических формаций;

б) признание обусловленности всех явлений жизни общества ростом производства;

в) утверждение об отсутствии взаимовлияния культур отдельных народов;

г) изучение в первую очередь своеобразия пути, пройденного отдельными народами.

8. Представление о развитии общества как о движении по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла характерно для…

а) философов эпохи Просвещения;

б) приверженцев мировых религий;

в) представителей теории локальных цивилизаций;

г) античных философов.

9. Древние восточные цивилизации от первобытного общества отличает…

а) зарождение первых научных знаний;

б) возникновение присваивающего хозяйства;

в) выработка первых систем письменного права;

г) возникновение государств демократического типа;

д) возникновение и развитие производящего хозяйства.

10. Целостность и взаимосвязанность современного мира обеспечивает. ..

а) стремление всего человечества к совершенствованию морали;

б) деятельность крупных международных организаций в рамках ООН;

в) господство христианства над другими религиями;

г) введение единых законов государства во всем мире.

11. Крещение Руси в 988 г. привело к укреплению международного авторитета страны. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние на общество в данный исторический период оказала сфера…

а) экономическая; б) духовная;

в)социальная; г) политическая.

12. Какая характеристика общества предполагает наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы?

а) латентность; б) самодостаточность;

в) целостность; г) открытость.

13. Что является системообразующим элементом общественной формации с точки зрения теории марксизма?

а) надстройка;

б) структура социальных классов;

в) идеология;

г) способ производства материальных благ.

14. В каком соотношении между собой находятся материальная культура и духовная культура?

а) не зависят друг от друга;

б) материальная культура первична по отношению к духовной;

в) духовная культура первична по отношению к материальной;

г) первичность материальной или духовной культур не может быть определена вне зависимости от ситуационного контекста.

15. Определите верное высказывание.

А. Переход от менее совершенного к более совершенному составляет сущность общественного прогресса.

Б. Общественный прогресс – это постепенная остановка изменений в обществе.

а) верный ответ А; б) верный ответ Б;

в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.

Тест 3

1. К основным признакам общества как системы относятся…

а) природные условия;

б) отсутствие изменений;

в) общественные отношения;

г) этап исторического развития.

2. Из перечисленного важнейшими институтами общества являются:

A. Государство. Б. Право.

B. Мораль. Г. Природа.

Д. Экономика. Е. Политика.

Ж. Религия.

б) А Б В Д Е Ж; г) А Д Е.


а) Б В Г Д Е; в) А Б В Д Е;


3. Понятие «общественный професс» определяется признаком…

а) неизменность общественной жизни;

б) переход от высшего к низшему;

в) возврат к отжившим общественным отношениям;

г) переход от низшего к высшему.

4. Общей чертой общества и природы не является…

а) наличие признаков системы;

б) процесс постоянных изменений;

в) действие в роли творца;

г) цикличность как основа существования.

5. Определите верное утверждение.

А. Проблема прогресса отражена в вопросе: в каком направлении движется общество.

Б. Проблема прогресса отражена в вопросе: что является критерием прогресса.

а) только А; б) только Б;

в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.

6. Определите верное утверждение.

А. Развитие отдельных стран неповторимо, поэтому у них нет никакого сходства ни в путях, ни в форме развития.

Б. Различия в развитии отдельных стран служат непреодолимой преградой в достижении целостности мира.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.

7. Отношения природы и общества состоят в том, что…

а) общество и природа взаимосвязаны;

б) общество не зависит от природы;

в) природа полностью зависит от общества;

г) общество не влияет на природу.

8. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется…

а) определяющей ролью социальной сферы;

б) господством экономической сферы;

в) независимостью сфер общественной жизни;

г) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.

9. Определите верное утверждение.

А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимодействия экономической и политической сфер общественной мысли.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верны оба ответа; г) оба ответа неверны.

10. Распределите нижеприведенные признаки в три группы:

A. Признаки доиндустриального общества.

Б. Признаки индустриального общества.

B. Признаки постиндустриального общества.

а) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни 40-50 лет;

д) основа производства – знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта – средства производства;

и) основной вид экспорта – сырье;

к) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.

Тест 4

1. К числу основных подсистем общества как системы относится…

а) экономика; б) класс предпринимателей;

в) профсоюз; г) церковь.

2. Из перечисленного к важнейшим институтам общества не относится…

а) природная среда обитания; б) мораль;

в) экономика;

г) семья.

3. Определите верное утверждение.

А. Переход от менее совершенного к более совершенному составляет сущность общественного прогресса.

Б. Общественный прогресс – это постепенная остановка из-

менений в обществе,

а) верно только А;

в) верны оба ответа;

б) верно только Б;

г) оба ответа неверны.


4. Понятие «общество» не включает в себя положение…

а) часть материального мира;

б) система;

в) формы объединения людей;

г) природная среда обитания.

5. Общей чертой общества и природы является…

а) действие в роли творца культуры;

б) наличие признаков системы;

в) сознательная и волевая деятельность;

г) возможность существовать независимо друг от друга.

6. Определите верное утверждение.

А. Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути, но с разной скоростью.

Б. Историческое развитие стран происходит в различных формах.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.

7. Определите верное утверждение.

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.

Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.

8. Распределите нижеприведенные признаки в три группы:

A. Признаки доиндустриального общества.

Б. Признаки индустриального общества.

B. Признаки постиндустриального общества.

а) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание чужого труда;

г) средняя продолжительность жизни 40-50 лет;

д) основа производства – знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта – средства производства;

и) основной вид экспорта – сырье;

к) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. п.); л) средняя продолжительность жизни до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.

9. Укажите особенности глобальных проблем.

а) имеют общемировой, планетарный харакгер;

б) как правило, становятся основой фильмов-«катастроф»;

в) могут привести к необратимым последствиям;

г) являются неотложными;

д) касаются судеб не менее 50 стран.

10. К глобальным проблемам относятся…

а) сохранение мира;

б) преодоление отсталости ряда стран;

в) преодоление экологической угрозы;

г) продление жизни до 100-150 лет;

д) налаживание контактов с внеземными цивилизациями;

е) снабжение населения чистой водой;

ж) регулирование стремительного роста населения.

Ответы:

Тест I: 1 б, 2 в, 3 а, 4 б, 5 б, 6 г, 7 д, 8 в, 9 а, 10 в, 11 а, 12 б, 13 а, 14 в, 15 а.

Тест 2: 1 а, 2 в, 3 б, 4 а, 5 г, 6 б, 7 г, 8 в, 9 а в д, 10 б, 11 б, 12 в, 13 г, 14 в, 15 а.

Тест 3: 1 в, 2 б, 3 г, 4 в, 5 в, 6 г, 7 а, 8 г, 9 в, 10 А: а в ж и, Б: б е з л п, В: д к м н.

Тест 4: 1 а, 2 а, 3 а, 4 г, 5 б, 6 б, 7 а, 8 А: а в ж и, Б: б е з л п, В: д к м н, 9 а в г, 10 а б в е ж.

– Выберете одно из предложенных высказываний и напишите эссе.

1. Б. Рассел: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать».

2. П. Бергер: «Люди всегда жили в обществе. Но люди начинают размышлять об обществе только тогда, когда последнее становится проблемой».

3. Э. Флайано: «Прогресс наук и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека».

4. С. Лец: «У каждого века свое средневековье».

5. О. Шпенглер: «Сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образцу машины».