Цель: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения; сформировать знания о ветре и о причинах его возникновения.
научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.
Оборудование: барометр-анероид, раздаточный материал с задачами.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Изучение нового материала.
– Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в
– Это было в пункте А.
– Ученый поднялся на высоту В. уровень ртути в трубке опустился. В точке С ртуть начала подниматься по трубке, в точке Д она сильно опустилась и вылилась в сосуд.
– Какой возникает вопрос? (Почему уровень в трубке ртути меняется с высотой).
– Как ответил Торричелли? (Ученики выдвигают свои версии).
Учитель.
Торричелли взял трубку высотой
– Что происходит с давлением с высотой? (Оно понижается). Почему)
– Что происходит с давлением, если мы опускаемся? (Повышается)
– При подъеме на
1)!
3)
Задание 1. Прочитать в учебнике. какое давление называют нормальным.
Нормальное давление – на уровне 45° при температуре воздуха 0° С –
Атмосферное давление
Пониженное Нормальное Повышенное
740,730 760 780, 795
– Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъеме вверх становится трудно дышать. То же самое происходит и подъеме в горы. Почему это происходит?
– Решение задач.
1.Высота вашего пункта –
2.Летчик поднялся на высоту
1) 2000 : 10,5 = 194
2) 750 – 194 = 556.
3.Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление
1)765 – 720 = 45 мртст
2) 45 · 10,5 = 427,5 высота
4.На вершине горы высотой
1)3500 : 10,5 = 333
2) 720 + 333 =
5.Шахта глубиной 200м, на поверхности атмосферное давление
1) 200 · 10,5 = 19,4
2) 752 + 19,4 =
– Проблемный вопрос.
– Почему дым из камина не заходит в комнату, а вытягивается трубой?
Ответ: на уровне топки атмосферное давление больше, а на середине трубы
меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.
Схема №2
В.Д. → Н.Д.
760мм.рт.ст. 720мм.рт.ст.
– Что такое ветер? Каковы причины его образования?
Задание 1. На первичное закрепление.
1) В каком направлении будет дуть ветер? Где ветер будет сильнее?
1)760 730;
2)740 730;
3)760 720.
Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра – по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Лишь в 1874г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-ти балльная, а в Америке – 17 балльная.
На метеостанциях скорость и направление ветра измеряют флюгером, который устанавливают на высоте 10м.
2)Восстановите цепочку причинно-следственных связей:
Образование ветра, разница в нагревании суши и моря, разница в давлении.
– Бриз – в переводе с французского языка – «легкий ветер»
Задание 2. Решение задачи на моделирование направлений дневного и
ночного бризов.
(учащиеся самостоятельно, пользуясь рисунком учебникас.139 составляют схему бриза).
Задание 3. Решение задачи на моделирование летнего и зимнего муссонов.
(самостоятельно, пользуясь учебником с.140).
– Муссон – это ветры сезонного характера.
– Почему муссоны два раза в год меняют свое направление?
– В чем сходство муссона и бриза?
– Смоделируйте ветры, которые могут возникнуть в жаркий летний день
Над местностью, где посредине озеро, а по обеим берегам растет лес.
III. Закрепление и итог урока.
– Что вы нового узнали?
– Придумайте по одному вопросу и задайте любому ученику.
Домашнее задание. § , задачи № 2,3,4.