Урок 20. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВОДАМИ

0
805

Задачи: систематизировать знания учащихся о роли воды в природе и хозяйстве; сформировать понятие «водные ресурсы»; изучить размещение водных ресурсов на территории России и ис­пользование их в хозяйстве; расширить представления учащихся об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении; по­знакомить с водными ресурсами своего региона, мерами по охране и восстановлению водных ресурсов России.

Ход урока

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

Урок, посвященный обсуждению проблемы водных ресурсов в России, должен не только дать знания учащимся, но и способство­вать формированию экологического мышления, т. е. с этого урока учащиеся должны вынести четкое представление и убеждение о правильном использовании водных ресурсов. Начиная урок, учи­тель в процессе беседы должен стремиться актуализировать и обобщить знания учащихся о воде и её роли в природе.

«Много чудес создала волшебница-природа. И, пожалуй, самое удивительное из них – вода. Ежедневно сотни миллионов людей встречаются с этим простейшим по химическому составу вещест­вом, совсем не задумываясь о его поразительных свойствах. Вода – и это знает каждый — необходима для существования животных и растений, для нашей собственной жизни. Известно, что органиче­ская жизнь на нашей планете зародилась в воде и развивается бла­годаря ей, точнее – благодаря содержащимся в водных растворах питательным элементам.

Вода не только способствовала зарождению органической жиз­ни на Земле. Она активно воздействовала на формы поверхности нашей планеты: быстро текущие потоки промывали рытвины и це­лые ущелья как в мягких, так и в твердых породах. Процессы изме­нения земной поверхности с участием воды происходят и сейчас: морской прибой, например, разрушает побережья; бурные горные реки обрушивают крутые берега; на отмелых участках рек и озер под влиянием течений появляются песчаные косы и намывные ост­рова».

(Большая энциклопедия природы. Вода и воздух. – С. 5-7.)

«По образному выражению академика А. А. Карпинского, «во­да – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было». А по мнению выдающегося геохимика А. Е. Ферсмана, «вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни».

В настоящее время воду изучают почти все естественные науки – физика, химия, океанология, гидрология, метеорология, биохимия и др. Однако вода до сих пор хранит много тайн и обладает пока еще необъяснимыми свойствами. Уже две с половиной тысячи лет человек не может объяснить замечательное свойство воды сущест­вовать в твердом, жидком и парообразном виде. Сам факт сущест­вования воды на Земле в трех фазах делает это вещество удиви­тельным и необыкновенным».

Получение новых знаний.

Понятие «водные ресурсы» учащиеся самостоятельно выпи­сывают в тетрадь из учебника (с. 84). Учитель только дает поясне­ния к этому понятию.

Учитель. Водные ресурсы – это не все природные воды. К вод­ным ресурсам относят те воды, которые можно использовать в хо­зяйстве. В настоящее время к водным ресурсам относят и слегка ми­нерализованные воды, которые можно использовать, например, для водопоя скота в засушливых областях. Историческое понятие «вод­ные ресурсы» все время расширяется, т. е. человек все больше ос­ваивает разные виды вод. Наиболее ценны поверхностные пресные воды рек, озер, болот, ледников, снежного покрова – основные ис­точники питьевого водоснабжения. Всего они составляют 45000 м3, но распределены очень неравномерно. В европейской части страны, где живет около 70 % населения, сосредоточено всего 20 % водных ресурсов. Подземные воды распределены более равномерно.

Как используются водные ресурсы в хозяйственной деятель­ности человека, учащиеся самостоятельно разбирают по тексту учебника (с. 84-86). Можно предложить им составить схему, кото­рая бы кратко отражала этот вопрос. Учитель дополняет текст учебника своим рассказом.

Учитель. Сельское хозяйство потребляет пресной воды больше, чем другие отрасли народного хозяйства (58 %). Например, для выращивания тонны пшеницы требуется 1500 т воды, тонны риса – 7000 т.

В промышленности вода используется для растворения, сме­шивания, очищения и т. д. Наиболее водоемкими являются произ­водство искусственного волокна и шерстяных тканей, очистка неф­тепродуктов и металлургия. Для производства 1 т меди требуется

т воды, 1 т капрона – 5600 т, 1 т каучука – 1550 т.

Вода – это источник энергии. В наши дни гидроэнергетика иг­рает заметную роль в экономике страны. В России построены са­мые мощные гидроэлектростанции мира – Саяно-Шушенская, Крас­ноярская и Братская.

По водным путям дешевле перевозить пассажиров и грузы, легче проникать в отдаленные районы.

Потребности в чистой пресной воде постоянно увеличиваются. В среднем на одного жителя в нашей стране приходится 170 л в сутки, в больших городах – более 300 л.

Влияние деятельности человека на водные ресурсы и про­блемы рационального использования воды обсуждаются школьни­ками в процессе беседы. Учителю важно не только сформировать знания, но и подвести учащихся к выводам, оценкам и пониманию необходимости сохранения чистоты природных вод как залога на­шего существования на Земле. Учитель обращает внимание уча­щихся на то, что каждый из них может внести свой вклад в реше­ние этих важных проблем.

«Основными причинами возникновения водного дефицита и сокращения водных ресурсов стали расточительство и загрязнение поверхностных и подземных вод. Особый вред природной среде наносят техногенные загрязнители – это отходы производства и различные химические элементы, входящие в состав продукции.

Распашка земель, вырубка лесов, осушение болот в бассейнах рек приводят к изменению водного режима рек, пересыханию клю­чей и родников. При неправильном применении удобрений и мно­гократном превышении норм значительная часть их смывается в водоемы и просачивается в подземные воды, что приводит к хими­ческому загрязнению рек и озер. Лесосплав ведет к загрязнению рек топляком (утонувшие стволы деревьев) и продуктами его гние­ния. При наличии нефтяного загрязнения водоемы гибнут.

По данным Всемирной организации здравоохранения, употреб­ление загрязненной воды вызывает 80 % всех заболеваний.

Качество – это характеристика состава и свойств воды, опре­деляющая возможность ее использования для различных нужд че­ловека. Анализ качества воды выполняют гидрохимические лабо­ратории. При этом определяются такие показатели, как температу­ра, запах, вкус, прозрачность, мутность, содержание вредных ве­ществ, кишечных палочек и т. д. Содержание в воде вредных ве­ществ должно соответствовать предельно допустимым концентра­циям (ПДК), т. е. гигиеническим нормативам. Для промышленных предприятий разработаны нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – максимальных количеств веществ в сточных водах, допус­тимых для сброса в единицу времени с учетом способности водо­ема к самоочищению.

В охране водных ресурсов большую роль играет строительство очистных сооружений, внедрение метода оборотного водоснабже­ния в производстве, регулирование стока рек, очистка вод, дна рек, озер, перепрофилирование экологически опасных производств и другие водоохранные мероприятия.

И все же предпринимаемые в настоящее время природоохран­ные меры, а также существующая в России система контроля не обеспечивают экологическую безопасность. Загрязнение воды про­должает наносить материальный и моральный ущерб».

(Бенькович Т. М. и др. Опорные конспекты в обучении геогра­фии России: 8 кл.-С. 64-65.)

При изучении опасных явлений, связанных с водами, следует напомнить учащимся, что это такие природные явления, которые проявляются как мощные разрушительные силы, не подвластные человеку и опасные для его жизни, здоровья, деятельности. С во­дой связаны оползни, сели, лавины, эрозия, наводнения, цунами. Некоторые из них были рассмотрены ранее при изучении рельефа, снежного покрова. Все эти стихийные бедствия возникают и неза­висимо от человека и под его влиянием. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности (освоение труднодоступных террито­рий, разработка месторождений полезных ископаемых, осушение болот, строительство и т. д.) бесцеремонно вторгается в естествен­ные процессы, нарушая природное равновесие и провоцируя сти­хийные бедствия.

На этом этапе урока можно выслушать заранее подготовленные учащимися сообщения. Учителю следует обратить внимание на то, что стихийные явления, связанные с водами, требуют тщательного изучения и применения разнообразных средств защиты для пре­дотвращения экономического ущерба и сохранения жизни и здоро­вья людей.

При изучении вод своей местности можно использовать ви­деофрагменты, посвященные рекам и другим водным объектам.

Закрепление материала.

При наличии свободного времени на уроке учитель может ис­пользовать следующие вопросы для закрепления знаний.

Какие науки изучают свойства и роль воды в природе и жиз­ни человека?

Какое свойство воды до сих пор не может объяснить наука?

Какую роль играет вода в природе?

В каких отраслях хозяйства применяются водные ресурсы?

Как называются самые мощные гидроэлектростанции Рос­сии?

Каковы последствия разрушительной деятельности воды?

Какие производства являются наиболее водоемкими?

В чем заключаются причины водного дефицита, сокращения и загрязнения водных ресурсов?

Каким образом осуществляется в стране анализ качества воды?

Что означают такие показатели, как ПДК, ПДВ?

Какие меры способствуют охране вод от загрязнения?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 14, повторить материал по теме «Внут­ренние воды и водные ресурсы», подготовиться к уроку контроля знаний и умений.