Цель урока: 1) Сформировать знания о гидрографии материка Евразия;
2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Европы.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Климатообразующие факторы (географическая широта, подстилающая поверхность, рельеф, близость к океанам, циркуляция атмосферы; самый большой материк)
2. Климатические пояса (арктический, субарктический, умеренный делится на сектора – морской, умеренно континентальный, резко континентальный и муссонный; субтропический – средиземноморский, высокогорный, муссонный; тропический – муссонный и континентальный; субэкваториальный и экваториальный)
3. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека (на сельское хозяйство, строительство, оздоровительные учреждения, промышленность; стихийные бедствия)
III.Всесторонняя проверка знаний.
Работа с тестами.
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие типы питания рек вы знаете? Какие особенности рек зависят от рельефа Земли и климата?
V.Объяснение новой темы.
- Бассейн Северного Ледовитого океана (короткие реки Скандинавского полуострова, самый большой бассейн у реки Обь)
- Бассейн Атлантического океана (дождевое и снеговое питание, в горах – ледниковое; пригодны для судоходства, сильно загрязнены)
- Бассейн Тихого океана (муссонный климат, дождевое питание, самый большая длина у Янцзы)
- Бассейн Индийского океана (ледниковое и дождевое питание)
- Бессточный бассейн (самая крупная – Волга, на ней 7 крупных водохранилищ; снеговое, дождевое, подземными водами питание)
- Озера (большая часть на северо-западе материка; тектонические – Байкал (
1620 м , – 20% пресной воды, впадают 336 рек), Иссык-Куль, Зайсан, Женевское; реликтовые – Каспий, Арал, Балхаш, Ван, Лобнор; мареновые – Ладога, Онега, Венерн, Веттерн) - Современные оледенения (Исландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, север Новой Земли; высокогорья Альп, Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, Тибета, Гималаев; самый большой ледник – Федченко (
77 км еликтовые -6 рекоды, Женевское материка; тектонические – Байкал,) на Памире; многолетняя мерзлота на севере Евразии, на Таймыре толщина мерзлоты1500 м ) - Болота (в Евразии 80% болот земного шара, особенно в Полесье, Мещере, Приамурье, Западно-Сибирской равнине, Колхиде, Прибалтике; торф)
- Подземные воды (артезианские – в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии, Монголии; минеральные воды, радоновые, теплые источники)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой и вопросами в конце параграфа.
VII.Домашнее задание. § 20
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Евразия богата внутренними водами. Это – крупные реки, большие и глубокие озера, запасы подземных вод, многочисленные болота и ледники. Их расположение и распространение непосредственно зависят от рельефа и климата.