Урок № 20. Влага в атмосфере и атмосферные осадки.

0
20

Цель: сформировать представления об абсолютной и относительной влажности воздуха и образовании атмосферных осадков на примере росы и инея; сформировать знания о причинно- следственных связях между температурой воздуха и его возможной влажностью.

Тип урока – изучение нового материала

Оборудование: таблица «Зависимость количества водяного пара от температуры воздуха»,

гигрометр, осадкомер, таблица «Виды облаков».

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Изучение нового материала

– Учитель протирает доску влажной тряпкой, через несколько минут доска сухая.

Вопрос классу.1) Куда делась вода? В каких трех состояниях она бывает?

2) Какие необходимы условия, чтобы вода переходила из одного состояния в другое?

3)Какими свойствами обладает водяной пар? (невидим).

– Количество водяного пара, находящегося в атмосфере в 1 м³ воздуха называется

Абсолютной влажностью. (г/м³).

-Это интересно. Ежегодно с поверхности океана испаряется 448тыс.км³воды, или слой воды толщиной 1.2м, а с поверхности суши – 71тыс.км³.

Задание1. Анализ таблицы с.121. рис.77

– При какой температуре больше всего испаряется воды?

– От чего зависит испарение воды?

Задача. Рассмотрим два случая.

1) при t +30° в 1м³ воздуха содержится 30г воды;

2) при t +20° в 1м³ содержится 20г воды.

– Какой воздух вы бы назвали насыщенным, а какой ненасыщенным? Почему?

Задание 2.Работа с учебником с.120. Прочитать определения насыщенного и ненасыщенного воздуха и сравнить со своими ответами.

3. Первичное закрепление.

– Пользуясь таблицей, определите:

1)Является ли воздух насыщенным. Если в 1м³ содержится 7г водяного пара при t +20° С?

2)Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м³ воздуха, содержащего 7г водяного пара до t +10° С? (нет, воздух ненасыщен).

– Проблемное задание.

– Почему утром появляется роса, а при восходе солнца она исчезает?

(днем t высокая +25°, много водяного пара, а утром t низкая +10°, водяной пар выпадает в виде росы, т.к. при низкой t воздух оказывается насыщенным).

Относительная влажность – фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре.

– Вопрос? Всегда ли при t +30° С содержится 30г воды?

(ученики выдвигают свои версии).

Ответ: не всегда.

Решение задачи. При t +30° C содержится 17гводяного пара.

Решение: составляем пропорцию. 30г 100%

17г x %

X = 17 · 100 : 30 = 56%

Первичное закреплении.

– Решение задач №1, 2, уч.с.124

Проблемный вопрос. Почему образуется туман?

(Взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды. Образуется в результате конденсации пара вблизи поверхности земли).

– Что такое облако? Что произойдет, если туман поднять выше?

– Запишите свои версии определения термина «облако».

Задание 3. Работа с учебником.

Заполните в тетради схему с помощью учебника с.122-124.

Проблемный вопрос. Почему не из всех облаков выпадают осадки?

– Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть? ( ответ ищут в учебникес.125)

– Диаметр капли < 0,01мм – облачная капля;

– Диаметр капли от 0,5 до 5мм – дождевая капля.

Виды осадков.


1.Осадки теплого 2.Осадки холодного

времени года: времени года:

дождь, морось, роса, град. снег, крупа, иней, изморозь.

1.В верхних и средних 2.Близко к земной поверхности

слоях тропосферы: или на земле:

дождь, морось, снег, крупа. роса, иней, изморозь

Количество осадков измеряют осадкомером два раза в сутки в 7ч и 19ч. вечера, для этого воду выливают в измерительный стакан (мм).

Задание 4.Аназиз диаграмм годового количества осадков.

План.

1)Количество осадков, выпадающих за год.

2)Месяц, за который больше всего выпадает осадков.

3)Месяц с самым маленьким количеством осадков.

– Учимся чертить столбиковые диаграммы осадков.

1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.

2)По вертикальной оси – количество осадков в мм, масштаб произвольный.

3)По горизонтальной оси – месяца, начиная с января, МБ в 1см – 1 месяц.

4)Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за месяц. Чертим столбик шириной 1см.

Таблица данных: январь – 10мм, февраль – 15мм, март – 5мм, апрель – 10мм, май – 15мм,

июнь – 25мм, июль – 30мм, август – 40мм, сентябрь – 60мм. октябрь – 65мм.

ноябрь – 50мм, декабрь – 30мм.

Домашнее задание.§41, Нарисовать пейзаж с одним из видов облачности.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь