Цель: сформировать представления об абсолютной и относительной влажности воздуха и образовании атмосферных осадков на примере росы и инея; сформировать знания о причинно- следственных связях между температурой воздуха и его возможной влажностью.
Тип урока – изучение нового материала
Оборудование: таблица «Зависимость количества водяного пара от температуры воздуха»,
гигрометр, осадкомер, таблица «Виды облаков».
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала
– Учитель протирает доску влажной тряпкой, через несколько минут доска сухая.
Вопрос классу.1) Куда делась вода? В каких трех состояниях она бывает?
2) Какие необходимы условия, чтобы вода переходила из одного состояния в другое?
3)Какими свойствами обладает водяной пар? (невидим).
– Количество водяного пара, находящегося в атмосфере в
Абсолютной влажностью. (г/м³).
-Это интересно. Ежегодно с поверхности океана испаряется 448тыс.км³воды, или слой воды толщиной 1.2м, а с поверхности суши – 71тыс.км³.
Задание1. Анализ таблицы с.121. рис.77
– При какой температуре больше всего испаряется воды?
– От чего зависит испарение воды?
Задача. Рассмотрим два случая.
1) при t +30° в 1м³ воздуха содержится 30г воды;
2) при t +20° в 1м³ содержится 20г воды.
– Какой воздух вы бы назвали насыщенным, а какой ненасыщенным? Почему?
Задание 2.Работа с учебником с.120. Прочитать определения насыщенного и ненасыщенного воздуха и сравнить со своими ответами.
3. Первичное закрепление.
– Пользуясь таблицей, определите:
1)Является ли воздух насыщенным. Если в 1м³ содержится 7г водяного пара при t +20° С?
2)Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м³ воздуха, содержащего 7г водяного пара до t +10° С? (нет, воздух ненасыщен).
– Проблемное задание.
– Почему утром появляется роса, а при восходе солнца она исчезает?
(днем t высокая +25°, много водяного пара, а утром t низкая +10°, водяной пар выпадает в виде росы, т.к. при низкой t воздух оказывается насыщенным).
Относительная влажность – фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре.
– Вопрос? Всегда ли при t +30° С содержится 30г воды?
(ученики выдвигают свои версии).
Ответ: не всегда.
Решение задачи. При t +30° C содержится 17гводяного пара.
Решение: составляем пропорцию. 30г 100%
17г x %
X = 17 · 100 : 30 = 56%
Первичное закреплении.
– Решение задач №1, 2, уч.с.124
Проблемный вопрос. Почему образуется туман?
(Взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды. Образуется в результате конденсации пара вблизи поверхности земли).
– Что такое облако? Что произойдет, если туман поднять выше?
– Запишите свои версии определения термина «облако».
Задание 3. Работа с учебником.
Заполните в тетради схему с помощью учебника с.122-124.
Проблемный вопрос. Почему не из всех облаков выпадают осадки?
– Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть? ( ответ ищут в учебникес.125)
– Диаметр капли < 0,01мм – облачная капля;
– Диаметр капли от 0,5 до 5мм – дождевая капля.
Виды осадков.
1.Осадки теплого 2.Осадки холодного
времени года: времени года:
дождь, морось, роса, град. снег, крупа, иней, изморозь.
1.В верхних и средних 2.Близко к земной поверхности
слоях тропосферы: или на земле:
дождь, морось, снег, крупа. роса, иней, изморозь
Количество осадков измеряют осадкомером два раза в сутки в 7ч и 19ч. вечера, для этого воду выливают в измерительный стакан (мм).
Задание 4.Аназиз диаграмм годового количества осадков.
План.
1)Количество осадков, выпадающих за год.
2)Месяц, за который больше всего выпадает осадков.
3)Месяц с самым маленьким количеством осадков.
– Учимся чертить столбиковые диаграммы осадков.
1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.
2)По вертикальной оси – количество осадков в мм, масштаб произвольный.
3)По горизонтальной оси – месяца, начиная с января, МБ в 1см – 1 месяц.
4)Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за месяц. Чертим столбик шириной 1см.
Таблица данных: январь – 10мм, февраль – 15мм, март – 5мм, апрель – 10мм, май – 15мм,
июнь – 25мм, июль – 30мм, август – 40мм, сентябрь – 60мм. октябрь – 65мм.
ноябрь – 50мм, декабрь – 30мм.
Домашнее задание.§41, Нарисовать пейзаж с одним из видов облачности.