Урок 20 «В МИРНОЕ ВРЕМЯ». РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ИЛИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. АТРИБУТЫ АРМИИ

0
638
компьютер

Вид деятельности: рисование с натуры и по памяти.

Цели: ознакомить с жанрами в изобразительном искусстве – батальный и исторический; развивать наблюдательность, интерес к современной армии и ее историческим заслугам; совершенствовать графические умения и навыки; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и воинам Российской армии.

Оборудование: для учителя – натурная постановка (офицерская фуражка на книге и букет цветов); фотографии, открытки к 23 февраля; для учащихся – художественные принадлежности для рисования карандашом.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; А. А. Пластова «Фашист пролетел»; В. Васнецова «Богатыри»; «После побоища Игоря Святославовича с половцами»; М. Б. Грекова «Красноармейская тачанка. Выезд на позиции», П. Кривоногова «На Курской дуге», «Победа»; В. В. Соколова «Костры походные»; Ю. Непринцева «Родная земля»; П. Корина «Александр Невский».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа «Военная тема в искусстве».

Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – звездный час нашей Родины и нашего народа! Мы не должны этого забывать. Люди старшего поколения помнят, как в грозные дни войны весь народ встал на защиту Отечества:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

В мирный день 9 мая из года в год, из поколения в поколение, наш народ с благодарностью вспоминает отвагу и твердость духа солдат, проявленные ими в трудные военные дни, а также их личные и коллективные заслуги в обороне, взятии и освобождении городов и территорий от фашистских захватчиков. Незабываем и победный салют 1945 года.

Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. запечатлен в различных видах искусства и отмечен орденами и медалями. Возможно, что и в вашем доме хранятся эти священные реликвии, ведь почти в каждой семье есть родственники или знакомые, которые воевали или служат в Российской армии, охраняя труд и покой людей.

Перед вами репродукции картин русских художников.

– Какие события отражены на этих полотнах?

– Какие полководцы вам известны и какие боевые события их прославили?

– Знаете ли вы ветеранов Великой Отечественной войны?

– Какое впечатление на вас производят ветераны, когда вы видите их на парадах в День Победы?

– Какое впечатление на вас производят содаты, которые служат сейчас в армии?

Особое уважение заслуживают офицеры, которые посвятили всю свою жизнь трудному, но почетному делу – воинской службе, охране страны и воспитанию молодых воинов. Поэтому особенно радостными бывают встречи с ними, когда они приезжают домой в отпуск, на отдых.

Может быть, и из вас кто-то встанет на защиту нашей Родины, будет великим полководцем, какими были Суворов, Невский, Жуков.

III. Самостоятельная работа.

Мирному отдыху офицеров и посвящена тема натюрморта – обычная офицерская фуражка, книга, которую читает воин в свободное время, и букет цветов, который он приготовил в подарок своим близким (а может быть, этот букет цветов ему подарили при встрече).

Линейное изображение натюрморта начинается с определения композиционного расположения всей группы объектов. Затем прорисовывается очертание, общее пространственное расположение книги, фуражки и букета цветов с последующим уточнением их конструктивного строения, характера, формы. Для данного задания лучше взять лист бумаги большого формата.

При выполнении рисунка по памяти учащиеся могут выбрать для составления своей композиции атрибутику разных времен (шлем, щит, меч, кольчугу, колчан со стрелами или солдатское письмо и пилотку и т. д.).

IV. Итог урока.

Анализ и оценка рисунков; просмотр композиций, составленных с историческими атрибутами воинов.