Урок № 20. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

0
488
математика

Урок № 20. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нительных союзах как, будто, словно, точно.

I . Словарная работа.

Пейзаж, ландшафт.

Являются ли эти слова синонимами? Докажите свое мнение, опира­ясь на статьи из «Школьного словаря иностранных слов».

П. Проверка домашнего задания.

1 . Беседа по усвоению предыдущего материала. Вопросы:

Чем простое сказуемое отличается от составного?

Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

Что входит в составное именное сказуемое?

2. Индивидуальный ответ учащихся:

вспомогательные глаголы в составном глагольном сказуемом;

выражение глагола-связки в составном именном сказуемом.

III . Проверочная работа.

1. В следующих предложениях подчеркни сказуемые. Определи и
подпиши их тип. Запиши один аналогичный пример.

Ребята летом будут купаться в реке. Ребята стали купаться еже­ дневно.

2. Подчеркни только составные именные сказуемые. Подпиши, чем
они выражены.

/. Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно. 2. В скромном палисаднике пахло нарциссами и травой. 3. Отец всё время оставался спокойным: он был уверен в искусстве лодочника.

Алюминиевые миски ровными шеренгами выстроились на клеёнке.

Между мисками строго симметрично расставлены горки чёрного хлеба.

Шёлк не рвётся, булат не гнётся.

3. Запиши номера предложений, в которых:

простые глагольные сказуемые № _______________________

составные глагольные сказуемые № _______________________

составные именные сказуемые № ________________________

/. Отец мой был крестьянин (В. Шукшин). 2. Он был не в состоянии

думать о своих делах (А. С. Пушкин). 3. Это было в детстве (А. Битов). 4. Я буду у вас (А. М. Горький). 5. Он был в летах и очень тучен (М. Шаги- нян). 6. Где ты был трое суток? (В. Быков).

IV . Новый материал.

Переходя к вопросам пунктуации, необходимо обратить внимание учащихся на большое значение знаков препинания для понимания текста.

1. Слово учителя. Изучая строение и грамматическое значение предложения, мы должны вырабатывать навыки правильной пунктуации – расстановки знаков препинания. Правила пунктуации не случайны – они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявляют структуру текста, передают его эмоциональное напряже­ ние. К. Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Изучая правила пунктуации, необходимо отказаться прежде всего от взгляда на пунктуационные правила как на собрание досадных условно­ стей, отравляющих жизнь нормальному человеку. Постарайтесь почувство­ вать за бесстрастными точками и запятыми живое дыхание родного языка.

И тогда вам станет ясен сокровенный смысл блестящих высказыва­ний о пунктуации русских ученых и писателей.

Перед вами на доске записаны эти высказывания. Оформите их в ви­ де прямой речи по схемам:

1)А:«П»;б)«П»,-а.

«Тире знак отчаяния» (А. М. Пешковский);

«Многоточие это следы на цыпочках ушедших слов» (В. В. На­боков).

В записанных предложениях в собственно прямой речи найдите основы, обозначьте, чем они выражены. Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Для самостоятельного вывода правила постановки тире между подлежащим и сказуемым анализируем предложения:

Театр это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а ак­тёры-миссионеры (А. Чехов).

Лишнее говорить – себе вредить (Пословица).

А ведь двадцать лет треть человеческой жизни. (Ю. Нагибин).

4. Его цель – сделаться героем романа (М. Лермонтов).
Задания учащимся: найти основу предложения, определить, чем

выражены подлежащее и сказуемое. Сформулировать правило о постанов­ке тире.

Самостоятельное знакомство с правилом § 15.

Ответить на в о п р о с : когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

Упражнения по закреплению изученного: упр. 138.

4. Для выработки пунктуационного навыка при союзах как, будто,
словно, точно
предлагаем учащимся усвоить следующее правило:

Конструкции с как (будто, словно…) не выделяются запятыми, если:

входят в состав сказуемого (Всё в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни.) (В. Каверин);

являются фразеологизмом (Дама в малиновом берете была как на иголках, слыша такие ужасы.) (М. Лермонтов).

Сравнительные конструкции с этими союзами требуют постановки запятой. (Я нашел в этой комнате двух молодых купеческих приказчиков, с белыми, как сахар, зубами.) (И. Тургенев).

5. Тренировочное упражнение по закреплению этого правила. По­
ставить, где это необходимо, запятую.

1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волны (А. Толстой). 2. Наш двор зелен как сад. 3. И в следующее воскресенье как снег на голову явился перед блондинкою (Н. В. Гоголь). 4. Жухарь встал как вкопанный (М. А. Шолохов). 5. Большое озеро как блюдо. 6. Разбойник мужика как липку ободрал. 7. Как солнышко она.

V . Дополнительные задания для закрепления изученного.

1 . Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вече­ром и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьян­ских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волную­щая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гос­тиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

VI . Задание на дом:

§ 15, упр. 140.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь