Цели урока:
объяснение учащимся, что уметь слушать и слышать очень важно для каждого человека;
привитие детям понимания, что внимание и внимательность являются важными качествами личности;
формирование устремления детей максимально использовать полученные знания на уроке «Самопознание» для тренировки внимания и его совершенствования.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, практическая работа.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», фонарик, магнитофон.
Ход урока
1. Круг радости
Здравствуйте, мои дорогие друзья! Пусть наш «круг радости» сегодня начнется с фразы: «Сегодня я услышал или заметил нечто необычное…», и пусть каждый назовет что-то необычное.
2. Минутка тишины
Приглашаю вас, дети, в мир «минутки тишины» (звучит музыка). Слышите, зазвучала красивая музыка. Закройте глаза и послушайте ее (пауза). Волшебные звуки группы. Мы оказались совершенно в другом мире (пауза). Мы идем по волшебной дорожке (пауза). Навстречу нам идет принцесса, которую зовут необычно – Принцесса Лучик (пауза). При виде нас Принцесса Лучик улыбнулась. По ее глазам видно, что она ждет нас в гости в свое королевство (пауза). В руках Принцессы Лучик находится необычный ларец. Ларец очень красивый. Он покрыт разноцветными узорами и красками. Видно, что этот ларец – волшебный. Принцесса Лучик протягивает ларец в наши руки. Она дарит его нам (пауза). Мы открываем его. И происходит чудо. Все вокруг нас озарилось необыкновенным светом (пауза). В ларце лежат волшебные бусинки. Они переливаются разноцветными радужными цветами – огонечками (пауза). Бусинки не простые, тоже волшебные. Здесь есть бусинки добра, любви, радости, бусинки здоровья, счастья (пауза). Выберите бусинку, которую бы вы хотели подарить своему другу/подруге (пауза). Запомните ее (пауза). Эта бусинка из волшебного и фантастического мира. А теперь я скажу слова: «Закройте ларец». При этих словах вы медленно откроете глазки. Потянитесь ручками вверх, в стороны. Глубоко вдохните. Молодцы.
3. Чтение произведения. Сказка « Как важно правильно слушать ». Беседа
Сегодня на уроке «Самопознание» мы поговорим о том, как важно слушать и слышать других.
Согласны ли вы с этим? А почему? (Ответы детей).
Иногда неумение слушать приводит, к сожалению, к непоправимому. Послушайте, пожалуйста, одну очень поучительную сказку. Она говорит об этом.
В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель . Гонец запоздал и , поспешно вбежав в тронный зал , задыхаясь от быстрой езды , начал излагать поручение своего владыки :
– Мой господин … повелел вам сказать , чтобы вы дали ему … голубую лошадь с черным хвостом … а если вы не дадите такой лошади , то …
– Не желаю больше слушать! – перебил царь запыхавшегося гонца . – Доложи своему царю , что нет у меня такой лошади , а если бы была , то …
Тут он запнулся , а гонец , услышав эти слова от царя , который был другом его владыки , испугался , выбежал из дворца , вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе . Когда выслушал царь такое донесение , он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну . Долго длилась она – много крови было пролито , много земель опустошено – и дорого обошлась обеим сторонам . Наконец оба царя , истощив казну и изнурив войска , согласились на перемирие , чтобы обсудить свои претензии друг к другу .
Когда они приступили к переговорам , второй царь спросил первого :
– Что ты хотел сказать своей фразой : «Дай мне голубую лошадь с черным хвостом , а если не дашь , то … » ?
– « … пошли лошадь другой масти» . Вот и все . А , ты что хотел сказать своим ответом : «Нет у меня такой лошади , а если бы была , то … » ?
– « … непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу» . Вот и все .
Какой вывод вы можете сделать, прослушав эту сказку?
Какие чувства пробуждает в вас она?
А что вы поняли из этой сказки? (Ответы детей).
Прочитайте разъяснение «Азбуки Самопознания».
Слушать и слышать – это значит воспринимать, изучать, различать, замечать и чувствовать окружающий мир.
Слушать и слышать этот мир может добрый, любящий, внимательный, сосредоточенный и чуткий к себе и другим человек.
В целом, умение слушать и слышать вместе составляют важную основу, которая называется основой взаимопонимания человека с человеком.
4. Творим в тетради
Дети, вы внимательно читали и слушали сказку «Как важно правильно слушать». Тетрадочка приглашает поразмышлять на ее страничке о морали этой сказки. Выполните Задание 3.
5. Игра «Угадай, о ком идёт речь».
Учитель предлагает каждому ученику ясно, но негромко сказать в магнитофон несколько фраз о себе, не называя себя. После того, как плёнка будет записана, учитель включает кассету, и дети угадывают по голосу и по тому, что сказано, о ком идёт речь. (Магнитофон при записи может стоять на столе у педагога, а дети по очереди подходят к нему, проговаривают слова).
6. Творим в тетради
А теперь проверим ваши удивительные способности слушать и слышать в тетрадочке. Выполните Задание 1. Прочитайте вслух, выразительно: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Будьте внимательны. Каждое слово обозначает один из цветов радуги. Найдите этот цвет. Раскрасьте радугу, пользуясь фразой-подсказкой.
7. Поговорим
Дорогие ребята! Когда мы не слушаем друг друга, нам становится трудно понять, что же хочет от нас наш друг или близкий нам человек. В этой ситуации между людьми не возникает взаимопонимания, а значит, не будет согласия и гармонии в их отношениях.
Очень часто человеку необходимо, чтобы его кто-либо выслушал, понял, а главное, – поддержал. В таких случаях нам особенно важно умение слушать и слышать.
Слушая друга, важно услышать его не ушами, а сердцем. Важно понять, что беспокоит его, и попытаться помочь ему. В противном случае, та тонкая нить, которая связывает людей, порвется. И тогда между людьми вырастет большая стена, которая будет отдалять одного человека от другого всё больше и больше.
Когда вы умеете слушать и слышать душой, вы сможете понять близкого вам человека. И самое удивительное, дети, вы сможете слушать и слышать человека даже тогда, когда он молчит.
8. Обратимся к учебнику
На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
Андрюша сразу догадался, в чём дело, и когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
– Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
– Что ж, верю тебе, – сказала Анна Сергеевна. – Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом – на Асино.
– Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку – Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках».
Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова!
Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.