Урок 20 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ

0
327
информация

Эпиграф к уроку:

Семья – это место приземления для старших, стартовая площад­ка для младших и полигон взаи­моотношений для каждого.

Виктор Кротов

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: показать роль семьи в жизни человека.

Учащиеся должны знать, что:

1) семья веками почиталась как большая ценность;

2) в основе семейных связей лежит кровное родство;

3) в семье осуществляется передача новым поколениям опыта, ценностей;

4) источником стабильности и гуманности общества являются добрые семейные традиции;

5) в семье как в малой группе у каждого участника есть свои роли;

6) психологический климат определяет самочувствие человека в семье;

7) родители и дети ответственны друг перед другом.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) семья;

2) психологический климат;

3) семейный долг;

4) попустительский стиль общения;

5) авторитарный стиль общения;

6) демократический стиль общения.

Учащиеся должны уметь:

1) доказывать роль семьи в обществе;

2) определять функции семьи.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Беседа по вопросам.

__ цто такое семья? Запишите слова, приходящие на ум.

– Какова цель семьи?

– Как распределяются обязанности в семье?

Задание 1. Напишите или нарисуйте всех членов семьи и распределите между ними обязанности.

Мама

Папа

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Я

– Как вы понимаете «психологический климат в семье»? (Ре­комендуется прослушать запись с песней Л. Долиной «Погода в доме».) (Отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным.)

В семье соблюдаются определенные нравственные требования.

– Что, по вашему мнению, включается в понятие «семейный долг»? Кому и что «должна» семья?

2. Игр а «Семейное путешествие».

– А сейчас мы отправимся в «семейное путешествие».

Условия игры. Учащиеся разбиваются на 4 группы. Эти

группы получают задания на карточках разного цвета, где написано название и краткая характеристика той страны, куда они отравля­ются. Затем по очереди каждая команда вытягивает карточку с судьбой героя фильма или литературного произведения и читает ее. Ребята обсуждают, какая судьба ожидает данного героя в его государстве.

Описание стран.

1. Тесландия. Это страна, в которой власть принадлежит церк­ви. Считается, что браки совершаются на небесах. Вступить в брак может только человек, посвященный в данную религию, и с благо­словения церкви. Развод невозможен (поэтому семейная собствен­ность едина и неделима). Если члены семьи плохо поступают по отношению друг к другу (супружеская измена, грубое обращение), они совершают проступок и перед Богом, поэтому церковь просто обязана вмешаться.

2. Патриархия. Страна, в которой вся власть принадлежит главе рода. Он принимает решения, владеет всем имуществом, рас­поряжается всеми младшими членами рода. Государство не вме­шивается в дела семьи, хотя может оказывать содействие главе се­мьи (например, найти бежавшую жену, наказать за измену).

3. Хаосланд. Страна, в которой ни государство, ни церковь не вмешиваются в личные дела граждан, каждый строит свою семей­ную жизнь так, как считает нужным. Возникающие разногласия улаживаются самыми разными способами: от переговоров (в роли третейского судьи может выступать государство, церковь, уважае­мый человек и т. д.) до грубой физической силы.

4. Тоталанд. Страна, в которой все вопросы, в том числе и личные, решает государство. Без разрешения чиновников нельзя ни заключить, ни расторгнуть брак, в случае развода вопросы о судьбе детей, о разделе имущества решает государство. Дети сразу после младенческого возраста большую часть времени проводят в дет­ских учреждениях. Государство в равной мере распоряжается муж­чинами и женщинами, определяет их права и обязанности.

Примерный вариант карточек с ситуациями,

которые могут быть предложены учащимся для разбора

Примечание. Учитель может воспользоваться этими кар­точками или изготовить свои, важно лишь, чтобы описания в кар­точках как можно полнее охватывали все возможные ситуации, возникающие в семье.

1. А. Линдгрен. «Пеппи – Длинныйчулок». Меня зовут Пеп- пи, я почти сирота, маму свою я не знаю, а папа у меня моряк, я его очень редко вижу. Я очень счастлива, что живу одна в своем про­сторном доме, я могу делать все, что захочу, меня не заставляют мыться, ходить в школу и вообще быть послушной девочкой. Не­которым взрослым не нравится, что я живу одна, так как я – ребе­нок, но меня это вполне устраивает.

2. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». Я – царевна. Когда моя мама ждала меня, мой отец – царь

– отправился в далекий поход, и, когда он вернулся, я только- только родилась, и моя мама была очень слаба. Она не снесла столь сильных волнений и умерла. Через год мой отец женился на дру­гой. Моя мачеха умна, красива, но своенравна и ревнива. Она зави­дует моей красоте и решила меня «извести».

3. Р. М. дю Гар. «Семья Тибо». Меня зовут Антуан Тибо, я – детский врач. Мой отец – очень властный, авторитарный человек. Он очень сурово относится ко всем своим подчиненным – и к сво­им детям тоже. Сейчас он решил, что моему младшему брату Жаку необходима специальная школа-интернат для трудных подростков.

В этой школе очень плохо. Мой брат не жалуется, он даже не про­сит забрать его из этой школы, но я вижу, что он морально дегра­дирует, что ничего его больше не интересует. Я говорил об этом с отцом, но он и слышать ничего не хочет.

4. В. Гюго. «Отверженные». Меня зовут Козетта. Когда я была совсем маленькая, у меня была молодая, красивая и добрая мама. Но у мамы совсем не было денег, и поэтому она оставила меня у трактирщицы, тетки Тенардье. Тетка взяла все мои деньги, все пла­тья, но мне она ничего не дает. Она заставляет меня выполнять са­мую трудную и грязную работу. Она вечно недовольна, кричит на меня и бьет, я часто плачу, но мне некому пожаловаться, никто не хочет за меня заступиться.

5. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Мой муж – храбрый воин, он очень отважный человек, горячо преданный Родине и своим друзьям. Его все любят и уважают. Но моя жизнь не так уж радостна. Я все время дома, одна, я не смею перечить мужу, его слово для меня – закон. Я должна выполнять всю работу, так как муж редко бывает дома, к тому же я почти не вижу своих двух сыновей, и меня это очень огорчает.

6. А. П. Чехов. «Стража под стражей». Моя жена – очень вла­стная женщина, она постоянно мной командует, объясняет, что я должен, а что не должен делать. Все мои коллеги и знакомые сме­ются надо мной, говорят, что я должен по-другому поставить себя с нею, но я не могу.

7. А. Н. Островский. «Сердце не камень». Я намного моложе своего мужа, он – купец. Я очень его уважаю, всегда почтительна с ним и не смею ему перечить. Это и нормально, ведь он – хозяин в доме, я ем его хлеб. Мое дело – заботиться о бедных, я провожу свои дни, помогая бедным, хожу в церковь, езжу в монастыри. Та­кая честная жизнь мне очень нравится.

8. А. Троя. «Семья Эглетьеров». Меня зовут Кароль. Я моло­да и привлекательна, намного моложе своего мужа. Когда я выхо­дила за него замуж, у него уже было трое достаточно взрослых де­тей от первого брака. Я детей не хочу, мне это все не нравится, к тому же я не хочу портить свою фигуру. Я больше не люблю мужа, у меня есть другой, я бы хотела развестись с мужем, и, так как он очень богатый человек, меня это устраивает – я получу половину его состояния и смогу безбедно жить.

9. JI. Н. Толстой. «Анна Каренина». Меня зовут Анна Ар­кадьевна. У меня есть муж, за которого я была выдана очень моло­дой наивной девушкой, и восьмилетний сын, которого я просто обожаю. К своему несчастью, я полюбила молодого человека, ко­торый просит меня развестись с мужем и выйти замуж за него. Но муж не дает мне развода, и даже если удастся его уговорить, он не отдает мне моего сына, а все дети, которые родятся от любимого человека, формально будут считаться детьми моего мужа.

10.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь