Эпиграф к уроку:
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.
Виктор Кротов
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: показать роль семьи в жизни человека.
Учащиеся должны знать, что:
1) семья веками почиталась как большая ценность;
2) в основе семейных связей лежит кровное родство;
3) в семье осуществляется передача новым поколениям опыта, ценностей;
4) источником стабильности и гуманности общества являются добрые семейные традиции;
5) в семье как в малой группе у каждого участника есть свои роли;
6) психологический климат определяет самочувствие человека в семье;
7) родители и дети ответственны друг перед другом.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) семья;
2) психологический климат;
3) семейный долг;
4) попустительский стиль общения;
5) авторитарный стиль общения;
6) демократический стиль общения.
Учащиеся должны уметь:
1) доказывать роль семьи в обществе;
2) определять функции семьи.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Беседа по вопросам.
__ цто такое семья? Запишите слова, приходящие на ум.
– Какова цель семьи?
– Как распределяются обязанности в семье?
Задание 1. Напишите или нарисуйте всех членов семьи и распределите между ними обязанности.
Мама |
Папа |
Бабушка |
Дедушка |
Брат |
Сестра |
Я |
– Как вы понимаете «психологический климат в семье»? (Рекомендуется прослушать запись с песней Л. Долиной «Погода в доме».) (Отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным.)
В семье соблюдаются определенные нравственные требования.
– Что, по вашему мнению, включается в понятие «семейный долг»? Кому и что «должна» семья?
2. Игр а «Семейное путешествие».
– А сейчас мы отправимся в «семейное путешествие».
Условия игры. Учащиеся разбиваются на 4 группы. Эти
группы получают задания на карточках разного цвета, где написано название и краткая характеристика той страны, куда они отравляются. Затем по очереди каждая команда вытягивает карточку с судьбой героя фильма или литературного произведения и читает ее. Ребята обсуждают, какая судьба ожидает данного героя в его государстве.
Описание стран.
1. Тесландия. Это страна, в которой власть принадлежит церкви. Считается, что браки совершаются на небесах. Вступить в брак может только человек, посвященный в данную религию, и с благословения церкви. Развод невозможен (поэтому семейная собственность едина и неделима). Если члены семьи плохо поступают по отношению друг к другу (супружеская измена, грубое обращение), они совершают проступок и перед Богом, поэтому церковь просто обязана вмешаться.
2. Патриархия. Страна, в которой вся власть принадлежит главе рода. Он принимает решения, владеет всем имуществом, распоряжается всеми младшими членами рода. Государство не вмешивается в дела семьи, хотя может оказывать содействие главе семьи (например, найти бежавшую жену, наказать за измену).
3. Хаосланд. Страна, в которой ни государство, ни церковь не вмешиваются в личные дела граждан, каждый строит свою семейную жизнь так, как считает нужным. Возникающие разногласия улаживаются самыми разными способами: от переговоров (в роли третейского судьи может выступать государство, церковь, уважаемый человек и т. д.) до грубой физической силы.
4. Тоталанд. Страна, в которой все вопросы, в том числе и личные, решает государство. Без разрешения чиновников нельзя ни заключить, ни расторгнуть брак, в случае развода вопросы о судьбе детей, о разделе имущества решает государство. Дети сразу после младенческого возраста большую часть времени проводят в детских учреждениях. Государство в равной мере распоряжается мужчинами и женщинами, определяет их права и обязанности.
Примерный вариант карточек с ситуациями,
которые могут быть предложены учащимся для разбора
Примечание. Учитель может воспользоваться этими карточками или изготовить свои, важно лишь, чтобы описания в карточках как можно полнее охватывали все возможные ситуации, возникающие в семье.
1. А. Линдгрен. «Пеппи – Длинныйчулок». Меня зовут Пеп- пи, я почти сирота, маму свою я не знаю, а папа у меня моряк, я его очень редко вижу. Я очень счастлива, что живу одна в своем просторном доме, я могу делать все, что захочу, меня не заставляют мыться, ходить в школу и вообще быть послушной девочкой. Некоторым взрослым не нравится, что я живу одна, так как я – ребенок, но меня это вполне устраивает.
2. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Я – царевна. Когда моя мама ждала меня, мой отец – царь
– отправился в далекий поход, и, когда он вернулся, я только- только родилась, и моя мама была очень слаба. Она не снесла столь сильных волнений и умерла. Через год мой отец женился на другой. Моя мачеха умна, красива, но своенравна и ревнива. Она завидует моей красоте и решила меня «извести».
3. Р. М. дю Гар. «Семья Тибо». Меня зовут Антуан Тибо, я – детский врач. Мой отец – очень властный, авторитарный человек. Он очень сурово относится ко всем своим подчиненным – и к своим детям тоже. Сейчас он решил, что моему младшему брату Жаку необходима специальная школа-интернат для трудных подростков.
В этой школе очень плохо. Мой брат не жалуется, он даже не просит забрать его из этой школы, но я вижу, что он морально деградирует, что ничего его больше не интересует. Я говорил об этом с отцом, но он и слышать ничего не хочет.
4. В. Гюго. «Отверженные». Меня зовут Козетта. Когда я была совсем маленькая, у меня была молодая, красивая и добрая мама. Но у мамы совсем не было денег, и поэтому она оставила меня у трактирщицы, тетки Тенардье. Тетка взяла все мои деньги, все платья, но мне она ничего не дает. Она заставляет меня выполнять самую трудную и грязную работу. Она вечно недовольна, кричит на меня и бьет, я часто плачу, но мне некому пожаловаться, никто не хочет за меня заступиться.
5. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Мой муж – храбрый воин, он очень отважный человек, горячо преданный Родине и своим друзьям. Его все любят и уважают. Но моя жизнь не так уж радостна. Я все время дома, одна, я не смею перечить мужу, его слово для меня – закон. Я должна выполнять всю работу, так как муж редко бывает дома, к тому же я почти не вижу своих двух сыновей, и меня это очень огорчает.
6. А. П. Чехов. «Стража под стражей». Моя жена – очень властная женщина, она постоянно мной командует, объясняет, что я должен, а что не должен делать. Все мои коллеги и знакомые смеются надо мной, говорят, что я должен по-другому поставить себя с нею, но я не могу.
7. А. Н. Островский. «Сердце не камень». Я намного моложе своего мужа, он – купец. Я очень его уважаю, всегда почтительна с ним и не смею ему перечить. Это и нормально, ведь он – хозяин в доме, я ем его хлеб. Мое дело – заботиться о бедных, я провожу свои дни, помогая бедным, хожу в церковь, езжу в монастыри. Такая честная жизнь мне очень нравится.
8. А. Троя. «Семья Эглетьеров». Меня зовут Кароль. Я молода и привлекательна, намного моложе своего мужа. Когда я выходила за него замуж, у него уже было трое достаточно взрослых детей от первого брака. Я детей не хочу, мне это все не нравится, к тому же я не хочу портить свою фигуру. Я больше не люблю мужа, у меня есть другой, я бы хотела развестись с мужем, и, так как он очень богатый человек, меня это устраивает – я получу половину его состояния и смогу безбедно жить.
9. JI. Н. Толстой. «Анна Каренина». Меня зовут Анна Аркадьевна. У меня есть муж, за которого я была выдана очень молодой наивной девушкой, и восьмилетний сын, которого я просто обожаю. К своему несчастью, я полюбила молодого человека, который просит меня развестись с мужем и выйти замуж за него. Но муж не дает мне развода, и даже если удастся его уговорить, он не отдает мне моего сына, а все дети, которые родятся от любимого человека, формально будут считаться детьми моего мужа.
10.