Урок 2 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ: ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ (продолжение)

0
555
шрифт

Урок 2 Вступительное занятие: Искусство чтения (продолжение)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и обсуждение 3–4 творческих работ.

– Кто предложит редакторскую правку прослушанных работ?

2. Совершенствование работ.

III. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Ваши творческие работы помогли очертить ваши читательские биографии. Вы попытались доказать, что умеете читать, причем именно писателя, художника слова. «Читать писателя» порой очень трудно, но большинство из вас усвоили советы писателей о том, как надо читать. Многое из прочитанного в 5–7 классах навсегда осталось в вашей памяти. Книги расширили ваши знания, ваш кругозор. Сегодня мы с вами откроем страницы учебника для 8 класса, прочитаем вступительную статью Л. В. Черепнина, выяснив, когда же литература в России выделилась в самостоятельную область знания, отметим характерные черты русской литературы, попытаемся пересказать эту статью, сопровождая свой рассказ примерами из прочитанных вами стихотворений, поэм.

2. Чтение статьи «Русская литература и история» (учебник, с. 3–4).

3. Беседа по вопросам.

– В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

– Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

– Какие важные исторические события были вос-произведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.

4. Рассматривание учебника.

Классики русской литературы XIX в. и русские писатели ХХ в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страни-цами русской истории.

Научиться внимательно читать, замечать верно найденное авторами слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора и призваны уроки литературы и учебник.

Рассмотрим учебник: посмотрите оглавление (обе части) и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые. Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.

Чтение стихов (подготовленными учащимися), помещенных на форзацах учебника.

Несколько слов нужно сказать о структуре книги и ее содержании: состоит из 2 частей; I часть включает следующие разделы: устное народное творчество, произведения из древнерусской литературы, из русской литературы XVIII века, из русской литературы XIX века; II часть завершает изучение произведений из литературы XIX века, знакомит нас с писателями-эмигрантами, Буниным и Куприным; пролетарским писателем XX века Горьким; исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев, отмечая огромную роль русской литературы в осознании необходимости единства Русской земли, подводит нас к изучению творчества Блока и Есенина, Осоргина и Шмелева. Познакомимся мы и с журналом «Сатирикон», в котором история человечества – от древнейших времен до начала ХIX века – рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми – писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко… Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике. Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже хорошо известно. В новом учебном году мы познакомимся с поэмой про бойца, знаменитым «Василием Теркиным», пройдем вместе с солдатом трудную дорогу войны, узнаем о тех немногих радостях, которые выпали на его долю в военные будни. Встреча с Андреем Платоновичем Платоновым напомнит об уже любимых произведениях: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Корова», познакомит с новым рассказом «Возвращение», рассказом, которым А. Платонов восполнял урон, нанесенный душам людей в войну. Ведь война не только отстаивала сокровенно-человеческое, но и вносила огрубелость в сердца. Требовалось возобновление частей души, которые обгорели на поле боя. В этом так нуждается и капитан Иванов, герой рассказа Платонова «Возвращение».

Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах… Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем, посмотрим фрагменты из фильмов, в которых они звучат.

Не менее интересной будет встреча с героями астафьевских рассказов. Мы прочитаем главу из книги «Последний поклон». В. П. Астафьев убежден, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека. Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность предвоенных лет, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя рассказа «Фотография, на которой меня нет», их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна, –

писал Н. Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке». В чем выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце, греют душу? Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел «Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе». Читая стихи Анненского и Мережковского, Рубцова и Заболоцкого, мы постараемся понять их настроение, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных поэтов, поговорим о том, почему так «трудно без России» поэтам-эмигрантам, что они вспоминают на чужбине.

А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество У. Шекспира, Дж. Свифта, В. Скотта – классиков зарубежной литературы.

Рассматривая учебник, знакомясь с его разделами, вы, вероятно, обратили внимание на эпиграфы. Эпиграфы определяют главное в разделе, подчеркивают наиболее важное в произведении, в творчестве того или иного писателя.

Чтение и обзорный анализ 2–3 эпиграфов (на выбор учащихся).

Домашнее задание: подготовить пересказ вступительной статьи (с. 3–4 учебника), сопроводив его примерами из прочитанных стихотворений.