Урок 2. Российская Федерация

0
349
бактерии

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

Цели: Сформировать представление о государственной территории. Определить место России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения. Познакомить с административно-территориальным делением страны. Научиться работать с политико-административной картой России.

Оборудование: Политико-административная и физическая карта России и стран СНГ, у учащихся атласы, контурные карты, учебники.

Ход урока

Организационный момент

Учитель объявляет цель урока и свои требования к учащимся:

Мы будем знакомиться с населением и экономикой своей Родины. Каждый из вас скоро будет частью экономики России. Необходимо понимать проблемы страны и вашей местности, научиться находить пути их решения. Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий. Россия живет в эпоху пере­мен. Перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они каса­ются ваших родителей, а через несколько лет вам придется решать проблемы страны.

Для получения дополнительных и всеобъемлющих знаний необходимо также использовать газеты, телевидение, Интернет и т. д.

Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с субъектами России, узнаем административно- территориальное устройство нашей Родины. Определим место вашего населенного пункта в административно-территориальном делении России.

В 1991 году произошел распад СССР, в состав которого входила Россия. Образо­валось 15 новых независимых государств.

Вопросы к классу:

Назовите образовавшиеся новые государства (по табл. 1, с. 4, уч. Д.) и покажите их на политико-административной карте (можно использовать карту СССР).

Определите, какие страны не вошли в состав Содружества Независимых госу­дарств (СНГ)? (Страны Балтии – Эстония, Латвия, Литва.)

Какую площадь занимает Россия? (17,1 млн км2.)

Какое место среди стран мира занимает Россия по площади и по численности населения? (1 место по площади и 7 место по численности населения.)

По Конституции (это Основной закон страны) Российской Федерации Россия – федерация, союзное государство, состоящее из республик, автономных округов и областей. РФ состоит из 89 равноправных субъектов:

21 республика;

10 автономных округов;

6 краев;

автономная область;

49 областей;

города федерального подчинения: Москва и Санкт-Петербург.

Вопросы к классу:

Назовите республики, входящие в состав России. Найдите их на карте администра­тивно-территориального деления России (по табл. 2, с. 8, уч. Д.).

Какие республики имеют наибольшую численность населения? (1. Башкорто­стан -4117 тыс. чел.; 2. Татарстан – 3379 тыс. чел.; 3. Дагестан – 2150 тыс. чел.;

Удмуртия – 1633 тыс. чел.; 5. Коми -1136 тыс. чел.)

Какие права имеют республики, как субъекты РФ? (Республики имеют свой за­конодательный орган, судебные органы. Республики выбирают своего прези­дента, имеют флаг, герб, гимн.)

В федерации имеются и единые органы государственной власти (президент страны, Государственная Дума, Правительство и др.). Особые двусторонние отно­шения установлены у России с Татарстаном и Башкортостаном. Проблематичны и неопределены до конца отношения России с Чеченской Республикой.

Рассмотрим административно-территориальное устройство России (по рис. 2, уч. Д.).

Кто является главой Российской Федерации? (Президент.)

На какие дополнительные территории поделена Россия? (Федеральные округа.)

Назовите федеральные округа и их центры. (Центральный округ – Москва; Се­веро-Западный – Санкт-Петербург; Южный – Ростов-на-Дону; Приволжский – Нижний Новгород; Уральский – Екатеринбург; Сибирский – Новосибирск; Дальневосточный – Хабаровск.)

На территории какого федерального округа вы живете?

Федеральные округа состоят из субъектов Федерации, которые делятся на:

национально-территориальные образования – республики, автономные ок­руга, автономная область;

государственно-территориальные образования – края, области, города фе­дерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

На территории субъектов выделяют районы, города. В сельской местности соз­даны сельские администрации, поселки городского типа. В крупных городах выде­ляются округа, а в их составе – муниципальные образования.

Россия делится и на экономические районы. Пользуясь картой, назовите их:

Центральный;

Центрально-Черноземный;

Волго-Вятский;

Северо-Западный с Калининградской обл.;

Северный район;

Поволжский;

Уральский;

Северо-Кавказский;

Западно-Сибирский;

Восточно-Сибирский;

Дальневосточный.


Закрепление

Для централизации управления страной субъекты Федерации объединены в .. (федеральные округа).

Сколько субъектов входит в Российскую федерацию? (89).

Сколько республик входит в состав РФ? (21).

Назовите столицы республик. (Ответ дается учениками по карте. Учителг называет республику и спрашивает любого ученика. Учащиеся по очереди ( вариант и 2 вариант в парах) называют столицы.)

Какие республики в составе России имеют два названия? (Саха – Якутия; Се­верная Осетия – Алания; Калмыкия – Хальмг-Танч; Тыва (Тува); Чеченская Республика – Ичкерия.)

На территории какого субъекта Федерации вы живете?

На территории какого муниципального образования вы живете?

С какими республиками у России установлены особые двухсторонние отнош ния? (Татарстан, Башкортостан.)

Что значит «муниципальное образование»? (Самоуправляющаяся община.)

Практическая работа

Работа проводится по карточкам, на которых изображены силуэты субъектов Рог сийской Федерации. Учащиеся должны назвать (угадать или сравнить с картой) субъект назвать его столицу и дать краткую характеристику или историческую справку.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь