Урок 2. Источники географических знаний

0
522

Несомненно, что карты принадлежат к числу замечательных проявлений материальной и духовной культуры человечества.

К. А. Салищев

Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием источников географической информации; расширить знания о роли географической карты в жизни людей; научить группировать карты по различным признакам; совершенствовать умения понимать, читать и знать карту.

Средства обучения: дневники наблюдений за погодой, книги страноведческих описаний, детская энциклопедия, журнал “ГЕО”, справочники, топонимический и другие географические словари, фотографии, видеофильмы, географические карты и атласы.

Основные представления и понятия: план, карта, масштаб, градусная сетка, географические координаты, условные знаки плана и карты, страноведческие описания и характеристики.

Межпредметные связи: масштаб (математика), древние карты (история)

План урока (методы, приемы и формы учебной деятельности)

1. Источники географических знаний

Актуализация опорных знаний учащихся. Работа с вопросами, помещенными в начале § 1 учебника. Фронтальная работа.

2. Разнообразие источников географической информации

Рассказ учителя. Показать и разъяснить роль каждого источниках, в которых географы фиксируют результаты наблюдений и исследований.

Беседа. Анализ личного опыта учащихся: какие источники географической информации им известны, какие из этих источников относятся к традиционным, какие – к новым и новейшим.

3. Карта – второй язык географии

Беседа. Актуализация опорных знаний о роли карты. Что значит “понимать” карту, “читать”, “знать” карту.

Объяснение учителя. Показать разнообразие карт (опора на рис.6 учебника); разномасштабность картографического изображения, искажения на карте полушарий, карте мира, материка.

Практические работы. Сгруппировать карты атласа и учебника по охвату территории, масштабу и содержанию. Упражнения по измерению расстояний по картам полушарий, мира, материка, выявление искажений. Индивидуальная или групповая работа.

4. Географические описания и характеристики

Объяснение учителя. Отличие описаний географических объектов от их характеристик; страноведческие характеристики территорий.

Практические работы. Используя физическую и климатическую карту атласа, составить описание и характеристику реки Конго. Работа в парах.

Закрепление изученного

Выстройте источники географической информации по степени их значимости.

Как вы понимаете выражение “Карта – второй язык географии”?

Как вы понимаете мысль картографа К.А.Салищева, приведенную в эпиграфе?

На примере одной из карт атласа или учебника раскройте выражения – “понимание”, “чтение” и “знание” карты. Что означает простое и сложное чтение карты?

Проведите анализ карт атласа или учебника и определите, какие группы карт в них преобладают, по охвату территории или содержанию?

Сравните изображение Антарктиды, Камчатки, Гренландии на карте полушарий и карте мира. Объясните полученный результат.

Чем описание географического объекта отличается от географической и полной страноведческой характеристики? Какие карты необходимы для составления описания, какие – для характеристики?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь