Урок 19 Тема: «Быть честными и порядочными»

0
157
литература


Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.

Казахская пословица.

Цель: расширять представления о таких качествах, как «честность», «порядочность».

Задачи:

– раскрывать важность и необходимость честности и порядочности в жизни человека;

– формировать умение, рассуждать, анализировать, делать выводы;

– воспитывать стремление поступать честно и порядочно.

Ресурсы: вернисаж «Город Правды и Справедливости» и «Город Лжи Несправедливости», составленный из рисунков детей (дом. задание к уроку 18), цитаты уроков (высказывания Цицерона, Р.Роллана о честности), звездочка честности (фонарик в виде звездочки или сердечка).

Круг радости

Учитель предлагает детям встать в круг и проговорить хором слова:

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Давайте станем мы, ребята,

Творцами правды и добра!

Цитата урока .

Учитель обращает внимание детей на цитату, которая написана на доске: «Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет». Казахская пословица.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Рассказ учителя

(Изложение содержания рассказа М. Алимбаева «А что бы сделал ты?»).

В класс вбежал дежурный.

– Ура! Урока рисования не будет! Учительница заболела, – закричал он.

– Уходим!

– Уходим все!

Аскару всё это не понравилось. «Как же так, нам ведь хуже. И разве можно так радоваться, когда человек заболел?..»

Тем временем ребята собрались, подхватили сумки и бросились к двери. Тут Аскар встал и открыто сказал все, что он по этому поводу думает:

– После рисования у нас по расписанию математика и письмо. Вы что же и с них сбегаете? Как хотите, но я никуда не пойду.

Одноклассники потоптались нерешительно у двери, потолкались и вернулись на свои места. Стало непривычно тихо. Но тут вдруг вскочил с места всем известный драчун и забияка Актан и, глядя Аскару прямо в лицо, сказал:

– Ты предатель!

–Да, предатель, – подтвердил его друг Узакбай.

– Ага, самый настоящий, – добавила Сауле.

…Уроки закончились. Всё прошло как обычно, нет, даже хорошо. Только в ушах у Аскара до самого звонка звенело: «Предатель, предатель, предатель…»

Пришла с работы мама. По расстроенному лицу сына она догадалась, что в школе произошло что-то неприятное.

– Что случилось? Кто тебя обидел? – забеспокоилась она.

– Выходит, я один остался, да? Выходит, я и вправду предатель?– не выдержал Аскар и расплакался как маленький. Но мама, когда обо всем узнала, так ему ответила:

– Тот, кто говорит правду, никогда один не остается. Ты правильно поступил, что прислушался к своей совести. А товарищи твои, сынок, – пусть не скоро, не сейчас, – обязательно поймут свою неправоту.

Как вы считаете, кто прав: Аскар или его одноклассники?

Как бы вы поступили на месте Аскара?

Игра « Сердечко честности»

Вариант А.

Дети садятся в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона «Сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей в классе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого «Сердечко» передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное «Сердечко честности.»

Вариант Б.

Дети садятся в круг и передают друг другу «Сердечко честности». Учитель предлагает ребятам рассказать случай из своей жизни, когда им приходилось говорить неправду или скрыватьеё (если такое случалось). Что-бы вызвать детей на откровенный разговор, учитель может начать сам и рассказать случай из своего детства. После рассказов детей учитель может задать вопросы.

– Что чувствовали вы, когда говорили неправду?

– Узнали ли окружающие о том, что вы говорили неправду?

– Что почувствовали вы, когда правда открылась?

Обобщение. Говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

Упражнение «Вернисаж»

Учитель открывает доску, на которой расположены работы детей – города Правды и Справедливости и города Лжи и Несправедливости. Дети рассматривают вернисаж. Затем учитель предлагает определить, где какие города и ответить, почему они так думают.

– Почему города Правды и Справедливости вы постарались нарисовать красивыми, яркими? А для городов Лжи и Несправедливости выбрали темные тона, некрасивые дома?

Обобщая ответы детей, учитель говорит, что честность, справедливость украшают человека. Предлагает еще раз прочитать и запомнить цитаты предыдущего и сегодняшнего уроков.

Упражнение в тетради.

Задание 1.

Рассмотрите рисунки. Обведите тех героев, которые, по- вашему мнению, могут жить в городе Правды. Объясните свой выбор.

Наедине с собой.

Я приглашаю вас в путешествие. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Путешествие началось. (Звучит музыка).

– Мы отправляемся в город Лжецов. Пройдитесь по улицам этого города, познакомьтесь и пообщайтесь с его жителями, постарайтесь запомнить, как они выглядят.

Представьте события, которые с вами могут произойти в городе Лжецов, запомните их…

Мы продолжаем путешествие и оказываемся в городе Правды. Здесь ярко светит солнце, вы слышите радостный щебет птиц. Вас встречают приветливые жители этого города. Познакомьтесь с ними. Представьте события, которые с вами могут произойти в городе Правды, запомните их…

Через 5-6 минут детям предлагается «вернуться» из путешествия, открыть глаза и поделиться историями, которые произошли с ними во время путешествия.

– Какой из городов вам больше понравился?

– С жителями какого города вам хотелось бы продолжить знакомство?

– В каком из этих городов вам хотелось бы жить?

Круг от сердца к сердцу

Учитель приглашает детей в круг, просит взяться за руки, подумать, почему хорошо быть честным, какое благо человеку приносят его честность, порядочность и справедливость, и поделиться мыслями друг с другом, передавая звездочку по кругу. Например: Мне все доверяют, у меня много друзей, со мной тоже поступают честно и т.д.

Самопознание, поурочные планы для 2 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь