Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Казахская пословица.
Цель: расширять представления о таких качествах, как «честность», «порядочность».
Задачи:
– раскрывать важность и необходимость честности и порядочности в жизни человека;
– формировать умение, рассуждать, анализировать, делать выводы;
– воспитывать стремление поступать честно и порядочно.
Ресурсы: вернисаж «Город Правды и Справедливости» и «Город Лжи Несправедливости», составленный из рисунков детей (дом. задание к уроку 18), цитаты уроков (высказывания Цицерона, Р.Роллана о честности), звездочка честности (фонарик в виде звездочки или сердечка).
Круг радости
Учитель предлагает детям встать в круг и проговорить хором слова:
Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Давайте станем мы, ребята,
Творцами правды и добра!
Цитата урока .
Учитель обращает внимание детей на цитату, которая написана на доске: «Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет». Казахская пословица.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Рассказ учителя
(Изложение содержания рассказа М. Алимбаева «А что бы сделал ты?»).
В класс вбежал дежурный.
– Ура! Урока рисования не будет! Учительница заболела, – закричал он.
– Уходим!
– Уходим все!
Аскару всё это не понравилось. «Как же так, нам ведь хуже. И разве можно так радоваться, когда человек заболел?..»
Тем временем ребята собрались, подхватили сумки и бросились к двери. Тут Аскар встал и открыто сказал все, что он по этому поводу думает:
– После рисования у нас по расписанию математика и письмо. Вы что же и с них сбегаете? Как хотите, но я никуда не пойду.
Одноклассники потоптались нерешительно у двери, потолкались и вернулись на свои места. Стало непривычно тихо. Но тут вдруг вскочил с места всем известный драчун и забияка Актан и, глядя Аскару прямо в лицо, сказал:
– Ты предатель!
–Да, предатель, – подтвердил его друг Узакбай.
– Ага, самый настоящий, – добавила Сауле.
…Уроки закончились. Всё прошло как обычно, нет, даже хорошо. Только в ушах у Аскара до самого звонка звенело: «Предатель, предатель, предатель…»
Пришла с работы мама. По расстроенному лицу сына она догадалась, что в школе произошло что-то неприятное.
– Что случилось? Кто тебя обидел? – забеспокоилась она.
– Выходит, я один остался, да? Выходит, я и вправду предатель?– не выдержал Аскар и расплакался как маленький. Но мама, когда обо всем узнала, так ему ответила:
– Тот, кто говорит правду, никогда один не остается. Ты правильно поступил, что прислушался к своей совести. А товарищи твои, сынок, – пусть не скоро, не сейчас, – обязательно поймут свою неправоту.
Как вы считаете, кто прав: Аскар или его одноклассники?
Как бы вы поступили на месте Аскара?
Игра « Сердечко честности»
Вариант А.
Дети садятся в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона «Сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей в классе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого «Сердечко» передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное «Сердечко честности.»
Вариант Б.
Дети садятся в круг и передают друг другу «Сердечко честности». Учитель предлагает ребятам рассказать случай из своей жизни, когда им приходилось говорить неправду или скрыватьеё (если такое случалось). Что-бы вызвать детей на откровенный разговор, учитель может начать сам и рассказать случай из своего детства. После рассказов детей учитель может задать вопросы.
– Что чувствовали вы, когда говорили неправду?
– Узнали ли окружающие о том, что вы говорили неправду?
– Что почувствовали вы, когда правда открылась?
Обобщение. Говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.
Упражнение «Вернисаж»
Учитель открывает доску, на которой расположены работы детей – города Правды и Справедливости и города Лжи и Несправедливости. Дети рассматривают вернисаж. Затем учитель предлагает определить, где какие города и ответить, почему они так думают.
– Почему города Правды и Справедливости вы постарались нарисовать красивыми, яркими? А для городов Лжи и Несправедливости выбрали темные тона, некрасивые дома?
Обобщая ответы детей, учитель говорит, что честность, справедливость украшают человека. Предлагает еще раз прочитать и запомнить цитаты предыдущего и сегодняшнего уроков.
Упражнение в тетради.
Задание 1.
Рассмотрите рисунки. Обведите тех героев, которые, по- вашему мнению, могут жить в городе Правды. Объясните свой выбор.
Наедине с собой.
– Я приглашаю вас в путешествие. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Путешествие началось. (Звучит музыка).
– Мы отправляемся в город Лжецов. Пройдитесь по улицам этого города, познакомьтесь и пообщайтесь с его жителями, постарайтесь запомнить, как они выглядят.
Представьте события, которые с вами могут произойти в городе Лжецов, запомните их…
Мы продолжаем путешествие и оказываемся в городе Правды. Здесь ярко светит солнце, вы слышите радостный щебет птиц. Вас встречают приветливые жители этого города. Познакомьтесь с ними. Представьте события, которые с вами могут произойти в городе Правды, запомните их…
Через 5-6 минут детям предлагается «вернуться» из путешествия, открыть глаза и поделиться историями, которые произошли с ними во время путешествия.
– Какой из городов вам больше понравился?
– С жителями какого города вам хотелось бы продолжить знакомство?
– В каком из этих городов вам хотелось бы жить?
Круг от сердца к сердцу
Учитель приглашает детей в круг, просит взяться за руки, подумать, почему хорошо быть честным, какое благо человеку приносят его честность, порядочность и справедливость, и поделиться мыслями друг с другом, передавая звездочку по кругу. Например: Мне все доверяют, у меня много друзей, со мной тоже поступают честно и т.д.