Урок 19 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО»

0
729
информатика в школе

Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; учить детей проникать вглубь произведения, развивать мышление, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к своим близким, учить чуткому, бережному отношению к людям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают «уроки Л. Н. Толстого», которые они выписали в тетрадь из статьи «Лев Николаевич Толстой».

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

Учитель сообщает учащимся о том, что на уроке они прочитают главу из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

– Как вы понимаете слова «трилогия», «автобиографический»?

Трилогиятри произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Автобиографическийописывающий свою жизнь.

Затем учитель может коротко рассказать детям о том, что в январе 1852 года Л. Н. Толстой поступает на военную службу. Тогда на Кавказе велись боевые действия против горцев, и Толстой участвовал в сражениях. Здесь создаётся повесть «Детство» – начальная часть трилогии, которая задумывалась писателем как роман, состоящий из четырёх частей, но четвёртая часть «Молодость» не была написана.

«Детство» печатается в журнале «Современник» (редактор Н. А. Некрасов) и сразу приносит Л. Н. Толстому славу одного из самых талантливых русских писателей. Через два года появляется – «Отрочество» (1854 г.), а ещё через три года – «Юность» (1857 г.).

Учитель должен пояснить детям, что хотя трилогия и автобиографическая, повествование в ней ведётся от лица главного героя – Николеньки Иртеньева. Также следует пояснить детям, что один из героев повести – Карл Иванович – воспитатель Николеньки. (Объяснение можно дать по ходу чтения повести.)

Физкультминутка

2. Работа над произведением.

Учитель читает главу из повести, данную в учебнике.

– Что хотите сказать?

– Какие строки повести вас особенно тронули?

– Каким представляете главного героя – Николеньку?

– О каких двух добродетелях, присущих Николеньке, писатель вспоминает с сожалением?

– Почему Л. Н. Толстому так дороги эти детские воспоминания?

– Есть ли в этой части повести что-то близкое вам?

– Чему учит это произведение?

IV. Итог урока.

? Домашнее задание: перечитать ещё раз главу из повести
Л. Н. Толстого «Детство» (с. 117–120, часть 1-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка. В тетрадях по чтению выполнить задание: написать рассказ о наиболее ярком воспоминании своего детства.

В заключение урока учитель может поинтересоваться у детей о том, хотелось бы им прочитать всю повесть, узнать о жизни Николеньки (Л. Н. Толстого) больше; сообщить ученикам, что всю трилогию они будут изучать в старших классах, но уже сейчас могли бы взять в библиотеке и прочитать повесть «Детство».