Урок 19. гласный звук [и], БУКВА Ии
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласном звуке [и], букве Ии; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник; предметные картинки.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопросы:
– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
– Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.)
– С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом уроке? ([и].)
– Какой буквой на письме обозначаем звук [и]? (Буквой Ии. Учащиеся показывают карточку с изображением буквы Ии.)
■ Работа учащихся с корректурной пробой (см. Приложение).
Задание: найти и обвести в кружок встретившиеся буквы И.
Примечание. Работа выполняется в течение 4 минут под музыку.
▲ Отгадывание загадки:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Иголка.)
Введение понятия о многозначности слова.
Рассматривая предметные рисунки на с. 34 (вверху), дети убеждаются, что слово «иголки» можно употреблять по-разному: иголки для шитья, иголки-колючки у ёжика, иголки на ветке ёлки.
Физкультминутка
Упражнение в чтении.
На доске размещаются рисунки, на которых изображены шарф и шапка. Между рисунками напечатана буква И. После второго рисунка ставится точка.
Слово учителя. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку.
Дети читают: «Шарф и шапка».
Аналогичная работа проводится с другими предметными картинками. Например: Карандаш и ручка. Портфель и пенал.
Распознавание звука [и].
Работа по учебнику: с. 34.
Вопросы:
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Грабли, рубанок, клещи, пила.)
– Как назвать эти предметы одним словом? (Инструменты.)
– В названии каких инструментов есть звук [и]? (Грабли, клещи, пила.)
– В названии какого инструмента звук [и] отсутствует? (Рубанок.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
Работа по учебнику: с. 35.
Вопросы:
– Герои какой сказки изображены на рисунках? («Лиса и журавль».)
– О чем эта сказка?
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Лиса и журавль».
Лиса и журавль
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
– Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
– Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
– Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
– Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
III. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.