УРОК 19 БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ

0
59

Милосердие – это желание приносить пользу

другим людям без мысли о выгоде и вознаграждении.

Эммануил Сведенборг, шведский ученый, писатель

Цель: расширять представление детей о проявлении чувства милосердия.

Задачи:

– формировать понятие о милосердии как способности сопереживать, сострадать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;

– развивать умение сострадать и быть милосердным;

– воспитывать доброе отношение к людям, окружающему миру.

Ресурсы: мультфильм «Дюймовочка», карточки с описанием различных ситуаций.

Круг радости

Учащиеся становятся в круг. Учитель обращается к ним со словами:

– Добрые люди дарят доброту и любовь тем, кто их окружает. Давайте улыбнемся друг другу и пожмем руки.

Просмотр видеоматериала

Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент мультфильма «Дюймовочка» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.

Краткое изложение сюжета.

Крот прорыл под землей длинную галерею от своего жилья к норке полевой мыши и позволил девочке гулять по этой галерее сколько угодно. Крот просил только не пугаться мертвой птицы, которая лежала там. Это была настоящая птица, с перьями, с клювом; она, должно быть, умерла недавно, в начале зимы, и была зарыта в землю как раз там, где крот прорыл свою галерею. Крот взял в рот гнилушку – в темноте это ведь все равно, что свечка, – и пошел вперед, освещая длинную, темную галерею. Когда они дошли до места, где лежала мертвая птица, крот проткнул своим широким носом в земляном потолке дыру, и в галерею пробрался дневной свет. В самой середине галереи лежала мертвая ласточка; крылья были крепко прижаты к телу, лапки и головка спрятаны в перышки; бедная птичка, верно, умерла от холода. Девочке стало жаль ее, она очень любила этих милых птичек, которые целое лето так чудесно пели ей песенки, но крот толкнул птичку своей короткой лапой и сказал :

– Небось, не свистит больше! Вот горькая участь ро диться пичужкой! Слава богу, что моим детям нечего бо яться этого! Этакая птичка только и умеет чирикать – поневоле замерзнешь зимой!

– Да, да, правда ваша, умные слова приятно слы шать, – сказала полевая мышь. – Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!

Дюймовочка не сказала ничего, но, когда крот с мышью повернулись к птице спиной, нагнулась к ней, раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глазки. «Может быть, эта самая птичка чудесно распевала ле том! – подумала девочка. – Сколько радости доставила ты мне, милая, хорошая птичка!»

Крот опять заткнул дыру в потолке и проводил дам обратно. Но девочке не спалось ночью. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой славный ковер, снес ла его в галерею и завернула в него мертвую птичку; потом отыскала у полевой мыши пух и обложила им всю ласточ ку, чтобы ей было потеплее лежать на холодной земле.

– Прощай, миленькая птичка, – сказала Дюймовоч ка. – Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зеленые, а солнышко так славно грело!

И она склонила голову на грудь птички, но вдруг испугалась – внутри что-то застучало. Это забилось сер дечко птицы: она не умерла, а только окоченела от холо да, теперь же согрелась и ожила.

Осенью ласточки улетают в теплые края, а если которая запоздает, то от холода окоченеет, упадет замертво на землю, и ее засыплет холодным снегом.

Девочка вся задрожала от испуга – птица ведь была в сравнении с крошкой просто великаном, – но все-таки собралась с духом, еще больше закутала ласточку, потом сбегала, принесла листок мяты, которым закрывалась вме сто одеяла сама, и покрыла им голову птички.

На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была еще очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, – другого фонаря у нее не было.

– Благодарю тебя, милая крошка! – сказала больная ласточка. – Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

– Ах, – сказала девочка, – теперь так холодно, идет снег! Останься лучше в своей теплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Дюймовочка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как по ранила себе крыло о терновый куст и потому не могла улететь вместе с другими ласточками в теплые края, как упала на землю и… Да, больше она уж ничего не помнила, и как попала сюда – не знала.

Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка уха живала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не зна ли об этом – они ведь совсем не любили птичек.

Когда настала весна и пригрело солнышко, ласточка распрощалась с девочкой .

Солнце так славно грело, и ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с ней, – пускай ся дет к ней на спину, и они полетят в зеленый лес! Но Дюймовочка не захотела бросить полевую мышь – она ведь знала, что старуха очень огорчится.

– Нет, нельзя! – сказала девочка ласточке.

– Прощай, прощай, милая, добрая крошка! – ска зала ласточка и вылетела на солнышко.

Беседа

Как бы вы поступили на месте Дюймовочки?

Как называют людей, которые проявляют заботу о больных, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается?

Как вы понимаете, что такое милосердие? (Ответы учащихся).

Учитель, обобщая ответы, раскрывает значение слова «милосердие».

– Милосердие (милость сердца) – это помощь тем, кто в ней нуждается. Человека, который не умеет сострадать, сочувствовать, называют равнодушным и бессердечным. Быть милосердным – значит бескорыстно помогать людям.

Цитата урока

Учитель обращает внимание учащихся на цитату урока: «Милосердие – это желание приносить пользу другим людям без мысли о выгоде и вознаграждении».

Как вы понимаете высказывание шведского ученого, писателя Эммануила Сведенборга ? (Ответы учащихся).

– В основе милосердия лежит бескорыстие. Бескорыстный человек, помогая другим, сам становится счастливым и сильным.

Разминка «Доскажи словечко»

Если вижу я беду,

То я мимо .. . (не пройду)

Доброту не забывай,

Людям смело …. (помогай).

В мире есть еще слова,

Нам их тоже знать пора.

Добрым словом не скупись,

Сердцем слушать …. (научись).

Размышление над ситуацией

Учитель показывает классу сюжетную картинку, на которой изображен автобус. В нем у окна сидит мальчик, а рядом с ним стоит его сверстник, у которого рука в гипсе. Мальчик отворачивается к окну, стараясь не обращать внимания на стоящего рядом.

Как вы думаете, можно ли назвать такое поведение по отношению к своему сверстнику милосердным? (Ответы учащихся).

Домашнее задание

Выполните в тетради задание 1.

Обобщение

– Мы сегодня говорили о прекрасном качестве человека – милосердии. У милосердного человека – доброе, чуткое, отзывчивое сердце. Милосердный человек – сильный. Только такой человек может найти в себе силы простить обидчика, помочь слабому. Помните, что ленивый, злой, равнодушный никогда не будет милосердным.

Милосердие – ключ к удивительной дверце,

За которой тепло, доброта и любовь.

Милосердие дарит лишь мудрое сердце,

Отдавая, огнем зажигается вновь.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает взяться за руки и хором произнести пожелание: «Наполним сердца добротой и милосердием!»

поурочные планы для 1 класса, Самопознание

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь