Урок 18
Тема: слово – имя собственное
Цели: ознакомление с употреблением заглавной буквы в кличках животных; отработать навык правописания имен, фамилий, отчеств; учить составлению учащимися предложений с использованием имен собственных.
1. Подготовка руки к письму.
ЗАЙЧИК В НОРКЕ
У елки на пригорке
Спрятался зайчик в норке.
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
2. Выполнение упражнения 42, с. 53.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель демонстрирует иллюстрации цветов: ромашки, ландыша, гвоздики, розы, лилии.
– Посмотрите, какая клумба! Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?
– Запишите возможные имена. Почему названия цветов используются как женские имена?
– А что обозначают ваши имена и имена ваших родителей?
– Как ученые называют имена, отчества, фамилии?
III. Формирование новых знаний.
– У кого дома есть домашнее животное? Как их называете? У людей имена, а у животных клички.
1. Выполнение упражнения 43, с. 53.
– Правильно ли даны клички животным.
– Исправьте путаницу.
– Любую ли корову можно назвать Буренкой? (От слова бурая, т. е. серовато-рыжая окраска.)
– Почему собаке часто дают кличку Дружок?
– Как вы думаете, почему только кошке можно дать кличку Мурка?
– Запишите названия животных и их клички.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козел Бодун,
Воробей Тишка,
Поросенок Гришка,
Красотка синичка.
– Как напишите клички?
– Верно.
(Заучить)
2. Выполнение упражнения 44, с. 54 (по заданию).
– О чем надо помнить при написании кличек животных?
Выполнение упражнения 45, с. 54.
– Что в изображено на иллюстрации?
– Можно ли составить предложения? Используйте опорные слова.
– Придумайте два-три предложения о том, что произошло дальше.
– Запишите только то предложение, в котором есть кличка.
– Что нового узнали на уроке?
– Каким словом ученые называют имена животных?
– Как будете писать клички животных?