Урок № 18. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

0
732



Урок № 18. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: дать понятие о составном глагольном сказуемом, о его лекси­ ческом и грамматическом значении; выработать умение выделять его из текста.

I . Словарная работа.

Записываются слова из рамок (§ 13):

конгресс, конференция.

Отмечается, что оба эти слова имеют в своем составе латинскую приставку con – (со, вместе). С помощью школьного словаря иностранных слов записываются слова, имеющие эту приставку:

конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент и т. д.

II . Проверка домашнего задания.

III . Новый материал.

1. Введение понятия «составное сказуемое».

Перед тем, как ввести понятие составного сказуемого, учитель зада­ ет вопрос: Какое сказуемое называется простым глагольным? (Выраженное глаголом в форме какого-либо наклонения.)

Значит, в предложении «Наш щегол будет петь» сказуемое будет петь – простое глагольное, так как выражено одним глаголом в форме сложного будущего времени изъявительного наклонения.

Просим учащихся сравнить это сказуемое с другим из предложения «На второй день щегол начал петь». Сказуемое начал петь – составное, так как его грамматическое значение выражено словом начал (изъявитель­ ное наклонение, прошедшее время), а лексическое – словом петь (произво­ дить голосом музыкальные звуки).

2. Упражнение по закреплению понятия «простое и составное сказуемое». В данных предложениях сопоставить и определить их вид. При­думать 2-3 аналогичных примера.

1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Си­рень скоро будет отцветать. 3. Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно. (Можно сделать упр. 114.)

3. Введение понятия «составное глагольное сказуемое» производится при анализе предложений упр. 113. Вывод учащиеся делают самостоя­тельно, читая § 13.

Контрольные вопросы, позволяющие определить усвоение но­ вого материала:

Какие сказуемые называются составными?

Из каких частей состоят составные сказуемые?

Как в составном глагольном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значения?

Какова роль вспомогательного глагола? Какая часть речи может выступать в роли вспомогательного глагола? В сочетании с чем?

IV. Закрепление изученного.

Упражнение 115.

Придумать предложения, употребив в качестве простых и состав­ ных глагольных сказуемых следующие глаголы в форме единственного или множественного числа. (Можно определить вид, спряжение и переходность глаголов.)

Колыхаться, лепетать, колоть, гнать, бороться, распилить, выка­ тить, отклеиться.

Выполняя упражнения на закрепление составного глагольного ска­зуемого, целесообразно повторить правописание – тся и – ться в глаголах. Нужно показать учащимся, что в составном глагольном сказуемом вспомо­ гательный глагол на – тся всегда стоит в форме 3-го лица, следовательно, ь в нем не пишется. Основной же глагол всегда стоит в неопределенной форме и пишется с ь.

V . Задание на дом:

§13, упр. 118.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУрок № 18
Следующая статьяУрок № 2