Урок 18. ПОВТОРЕНИЕ. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

0
647
информация

Цели: активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать умение определять способ образования слова, выделять словообразовательные аффиксы; закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора слов.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Повторение правила «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

Материал для учителя.

Правописание гласных в корнях с чередованием.

О – А в безударных корнях -лаг--лож-

О (перед ж)

-лож-

положить
предложить
изложить

А (перед г)

-лаг-

полагать
прилагательное

Исключение:

полог

О – А в безударных корнях -раст- – -ращ- – -рос-

А (перед ст, щ)

-раст- – -ращ-

возраст
растить
выращивать
приращение

О (перед остальными)

-рос-

заросли
вырос

Исключения:

росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав


О – А в безударных корнях -кос- – -кас-

А перед суффиксом -а-

касаться
прикасаться
касательная

О ( нет суффикса -а-)

прикоснуться
прикосновение

О – А в безударных корнях -гар- – -гор-, -зар- – -зор-,
-клан- – -клон-, -твар- – -твор-

Под ударением

Без ударения

-гар-

загар
огарок

-гор-

загорел
горелый

-зар- – -зор-

зарево
зорька

-зар-

зарница
озарение

-клан- – -клон-

кланяться
поклон

-клон-

наклонять
склонение

-твар- – -твор-

тварь
творчество

-твор-

творить

И – Е в корнях с чередованием

И перед суффиксом -а-

Е в остальных случаях

-бир(а)-

собирать

-бер-

соберет

-дир(а)-

обдирать

-дер-

обдерет

-мир(а)-

замирать

-мер-

замереть

-тир(а)-

обтирать

-тер-

обтереть

-пир(а)-

запирать

-пер-

запереть

-жиг(а)-

выжигать

-жег-

выжег

-стил(а)-

расстилать

-стел-

расстелить

-блист(а)-

блистать

-блест-

блестеть

-чит(а)-

вычитать

-чет-

вычет

Но: сочетать, сочетание

О – А в безударных корнях
-мок- (-моч-) – -мак-, -равн- – -ровн-

-мок-(-моч-)

в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде»

непромокаемый
вымокнуть

-мак-

«погружать в жидкость»

макать сухарь
в чай

-равн-

«равный, наравне, одинаковый»

подравнять – сделать равным уравнение

-ровн-

«прямой, гладкий, ровный»

заровнять

Исключения:

равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

Ответить на вопросы по материалам урока (учебник, с. 59).

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

Самостоятельная работа (упр. 105–108), взаимопроверка.