Цели: активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать умение определять способ образования слова, выделять словообразовательные аффиксы; закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора слов.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.
Повторение правила «Правописание чередующихся гласных в корне слова».
Материал для учителя.
Правописание гласных в корнях с чередованием.
О – А в безударных корнях -лаг- – -лож-
О (перед ж) |
-лож- |
положить |
А (перед г) |
-лаг- |
полагать |
Исключение: |
полог |
О – А в безударных корнях -раст- – -ращ- – -рос-
А (перед ст, щ) |
-раст- – -ращ- |
возраст |
О (перед остальными) |
-рос- |
заросли |
Исключения: |
росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав |
О – А в безударных корнях -кос- – -кас-
А перед суффиксом -а- |
касаться |
О ( нет суффикса -а-) |
прикоснуться |
О – А в безударных корнях -гар- – -гор-, -зар- – -зор-,
-клан- – -клон-, -твар- – -твор-
Под ударением |
Без ударения |
||
-гар- |
загар |
-гор- |
загорел |
-зар- – -зор- |
зарево |
-зар- |
зарница |
-клан- – -клон- |
кланяться |
-клон- |
наклонять |
-твар- – -твор- |
тварь |
-твор- |
творить |
И – Е в корнях с чередованием
И перед суффиксом -а- |
Е в остальных случаях |
||
-бир(а)- |
собирать |
-бер- |
соберет |
-дир(а)- |
обдирать |
-дер- |
обдерет |
-мир(а)- |
замирать |
-мер- |
замереть |
-тир(а)- |
обтирать |
-тер- |
обтереть |
-пир(а)- |
запирать |
-пер- |
запереть |
-жиг(а)- |
выжигать |
-жег- |
выжег |
-стил(а)- |
расстилать |
-стел- |
расстелить |
-блист(а)- |
блистать |
-блест- |
блестеть |
-чит(а)- |
вычитать |
-чет- |
вычет |
Но: сочетать, сочетание |
О – А в безударных корнях
-мок- (-моч-) – -мак-, -равн- – -ровн-
-мок-(-моч-) |
в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» |
непромокаемый |
-мак- |
«погружать в жидкость» |
макать сухарь |
-равн- |
«равный, наравне, одинаковый» |
подравнять – сделать равным уравнение |
-ровн- |
«прямой, гладкий, ровный» |
заровнять |
Исключения: |
равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь |
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.
Ответить на вопросы по материалам урока (учебник, с. 59).
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя».
Самостоятельная работа (упр. 105–108), взаимопроверка.