Урок № 18. Нагревание воздуха и его температура.

0
633

Цель: способствовать формированию представлений о температуре воздуха и при-

чинах ее изменения с высотой;

организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения

высчитывать температуру воздуха на разных высотах;

обеспечить усвоение учащимися темы «Температура воздуха» на уровне

восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов

деятельности.

Оборудование: уличный термометр, раздаточные термометры, сделанные из бумаги.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1.Организационный этап.

2. Опрос. Задания на проверку умений (фронтальная беседа)

1)Что такое атмосфера? Из каких частей она состоит?

2)Рассказать о газовом составе атмосферы. Каково значение атмосферы?

3)Сравните тропосферу и стратосферу. Назовите не меньше трех различий.

4)Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?

5)Как изменяется давление с высотой?

Задания на проверку умений : письменно – 4 чел. (карточки)

Карточка №1

1)Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10500м., если температура воздуха у земной поверхности + 20°С.

2)У подножия возвышенности атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст. какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 748 мм.рт.ст. Холм это гора?

Карточка №2

1)Будет ли лежать снег на вершине г. Килиманджаро (5895м), если температура воздуха у ее подножия + 25°С.

2)У края пропасти давление 754 мм.рт.ст. Чему равно давление на ее дне при глуби-

не 200м?

Карточка №3

1)Будет ли лежать снег на вершине горы Костюшко Большого Водораздельного хребта (2228м), если температура воздуха у подножия летом + 25°с.., а зимой – 17°С

3.Изучение нового материала.

– Уважаемые коллеги, приветствую вас на острове Атмосфера. Только что мы с вами вспомнили то, что узнали на прошлом уроке. Сегодня мы будем с вами говорить о температуре?

– С помощью какого прибора измеряется температура?

У большинства учеников есть уличные термометры.

– Представьте, что на одной улице термометр показывает +20°С. а у другого +18°С. Почему?

– Познавательная задача.

– Как нагревается воздух над поверхностью Земли?

Опыт: Взять прозрачное и темное стекла, положить их на снег так, чтобы они равномерно нагревались солнечными лучами.

Вопрос: под каким стеклом снег растает быстрее.?

– Если воздух прозрачен, как же происходит его нагревание?

– Почему температура воздуха с высотой понижается?

-Сколько раз надо измерять за сутки температуру?

– На какой высоте и почему надо устанавливать термометры на географической площадке или дома? (р-та с учебником с.108)

– Ребята, давайте составим схему нагревания воздуха.

Солнечные лучи → t земной поверхности → t воздуха

– используя полученную схему, объясните, в какое время суток температура воздуха

выше всего, а когда – самая низкая?

– Познавательная задача.

– От чего зависит суточный ход температуры воздуха?

– От чего зависит годовой ход температуры воздуха?

– Объясните, почему апрель холоднее, чем октябрь (или март, чем ноябрь) ведь эти месяцы равноудалены от июля.

Амплитуда – разница между самой высокой температурой и самой низкой.

Формула: А = t max – t min .

Задание 1: Определить суточную амплитуду.

1) t1 = +5°C, t2 = -5°C

Задание 2: определить среднюю суточную температуру.

1)14ч. = +14°, а в 7ч. = +7°, то

+14 +7 : 2 = +10,5°С

– Как измерить среднемесячную температуру?

Следует сложить среднесуточные и разделить на количество дней в месяце.

Практическая работа № 4. «Построение графика температуры за месяц»

Цель: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за

погодой, умение строить по данным календаря погоды график температуры

и анализировать его.

Оборудование: календарь погоды, линейка, карандаш.

Инструктивная карта.

1.Пользуясь данными календаря погоды составить график изменения температуры

В течение месяца. Вычертить систему координат: по вертикали – температура,

по горизонтали – дни месяца.

2.Составить график годового хода температуры, используя данные учебника

табл.8 с.138.

3.Сделать вывод о наблюдаемых закономерностях изменения температуры за сутки, месяц, год

Домашнее задание. § , задание

Карточка №1

1)Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 12000 м., если температура воздуха у земной поверхности + 25°С.

2)У подножия возвышенности атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст. какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 742 мм.рт.ст. Холм это гора?

Карточка №2

1)Будет ли лежать снег на вершине г. Килиманджаро (5895м), если температура воздуха у ее подножия + 28° С.

2)У края пропасти давление 754 мм.рт.ст. Чему равно давление на ее дне при глуби-

не 200м?

Карточка №3

1)Будет ли лежать снег на вершине горы Костюшко Большого Водораздельного хребта (2228м), если температура воздуха у подножия летом + 25°с.., а зимой – 17°С

Карточка №1

1)Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10000 м., если температура воздуха у земной поверхности + 20°С.

2)У подножия возвышенности атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст. какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 738 мм.рт.ст. Холм это гора?

Карточка №2

1)Будет ли лежать снег на вершине г. Килиманджаро (5895м), если температура воздуха у ее подножия + 30°С.

2)У края пропасти давление 744 мм.рт.ст. Чему равно давление на ее дне при глуби-

не 200м?

Карточка №3

1)Будет ли лежать снег на вершине горы Костюшко Большого Водораздельного хребта (2228м), если температура воздуха у подножия летом + 25°с.., а зимой – 17°С

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУрок № 18
Следующая статьяУрок № 2