Цель: способствовать формированию представлений о температуре воздуха и при-
чинах ее изменения с высотой;
организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения
высчитывать температуру воздуха на разных высотах;
обеспечить усвоение учащимися темы «Температура воздуха» на уровне
восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов
деятельности.
Оборудование: уличный термометр, раздаточные термометры, сделанные из бумаги.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1.Организационный этап.
2. Опрос. Задания на проверку умений (фронтальная беседа)
1)Что такое атмосфера? Из каких частей она состоит?
2)Рассказать о газовом составе атмосферы. Каково значение атмосферы?
3)Сравните тропосферу и стратосферу. Назовите не меньше трех различий.
4)Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?
5)Как изменяется давление с высотой?
Задания на проверку умений : письменно – 4 чел. (карточки)
Карточка №1
1)Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10500м., если температура воздуха у земной поверхности + 20°С.
2)У подножия возвышенности атмосферное давление равно
Карточка №2
1)Будет ли лежать снег на вершине г. Килиманджаро (5895м), если температура воздуха у ее подножия + 25°С.
2)У края пропасти давление
не 200м?
Карточка №3
1)Будет ли лежать снег на вершине горы Костюшко Большого Водораздельного хребта (2228м), если температура воздуха у подножия летом + 25°с.., а зимой – 17°С
3.Изучение нового материала.
– Уважаемые коллеги, приветствую вас на острове Атмосфера. Только что мы с вами вспомнили то, что узнали на прошлом уроке. Сегодня мы будем с вами говорить о температуре?
– С помощью какого прибора измеряется температура?
У большинства учеников есть уличные термометры.
– Представьте, что на одной улице термометр показывает +20°С. а у другого +18°С. Почему?
– Познавательная задача.
– Как нагревается воздух над поверхностью Земли?
Опыт: Взять прозрачное и темное стекла, положить их на снег так, чтобы они равномерно нагревались солнечными лучами.
Вопрос: под каким стеклом снег растает быстрее.?
– Если воздух прозрачен, как же происходит его нагревание?
– Почему температура воздуха с высотой понижается?
-Сколько раз надо измерять за сутки температуру?
– На какой высоте и почему надо устанавливать термометры на географической площадке или дома? (р-та с учебником с.108)
– Ребята, давайте составим схему нагревания воздуха.
Солнечные лучи → t земной поверхности → t воздуха
– используя полученную схему, объясните, в какое время суток температура воздуха
выше всего, а когда – самая низкая?
– Познавательная задача.
– От чего зависит суточный ход температуры воздуха?
– От чего зависит годовой ход температуры воздуха?
– Объясните, почему апрель холоднее, чем октябрь (или март, чем ноябрь) ведь эти месяцы равноудалены от июля.
Амплитуда – разница между самой высокой температурой и самой низкой.
Формула: А = t max – t min .
Задание 1: Определить суточную амплитуду.
1) t1 = +
Задание 2: определить среднюю суточную температуру.
1)14ч. = +14°, а в 7ч. = +7°, то
+14 +7 : 2 = +10,5°С
– Как измерить среднемесячную температуру?
Следует сложить среднесуточные и разделить на количество дней в месяце.
Практическая работа № 4. «Построение графика температуры за месяц»
Цель: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за
погодой, умение строить по данным календаря погоды график температуры
и анализировать его.
Оборудование: календарь погоды, линейка, карандаш.
Инструктивная карта.
1.Пользуясь данными календаря погоды составить график изменения температуры
В течение месяца. Вычертить систему координат: по вертикали – температура,
по горизонтали – дни месяца.
2.Составить график годового хода температуры, используя данные учебника
табл.8 с.138.
3.Сделать вывод о наблюдаемых закономерностях изменения температуры за сутки, месяц, год
Домашнее задание. § , задание
Карточка №1
1)Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте
2)У подножия возвышенности атмосферное давление равно
Карточка №2
1)Будет ли лежать снег на вершине г. Килиманджаро (5895м), если температура воздуха у ее подножия + 28° С.
2)У края пропасти давление
не 200м?
Карточка №3
1)Будет ли лежать снег на вершине горы Костюшко Большого Водораздельного хребта (2228м), если температура воздуха у подножия летом + 25°с.., а зимой – 17°С
Карточка №1
1)Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте
2)У подножия возвышенности атмосферное давление равно
Карточка №2
1)Будет ли лежать снег на вершине г. Килиманджаро (5895м), если температура воздуха у ее подножия + 30°С.
2)У края пропасти давление
не 200м?
Карточка №3
1)Будет ли лежать снег на вершине горы Костюшко Большого Водораздельного хребта (2228м), если температура воздуха у подножия летом + 25°с.., а зимой – 17°С