Цели: продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, раскрыть новые стороны Толстого-человека; работать над развитием внимания; учить детей сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы ещё раз перечитали сказку, которую пересказал М. Ю. Лермонтов.
– Какому народу принадлежит эта сказка?
– Если бы к сказке не было подзаголовка, можно было бы догадаться, кто её написал?
– Как вы думаете, для чего М. Ю. Лермонтов употребляет в сказке турецкие слова?
– Дайте характеристику Ашик-Кериба.
– Что вам в нём нравится? Что не нравится?
– Что можно сказать о Куршуд-беке?
– Почему Куршуд-бек «уступил безмолвно прекрасную Магуль-Мегери» Ашик-Керибу?
– Какая Магуль-Мегери?
– Как Ашик-Керибу удалось жениться на Магуль-Мегери?
– Чему учит эта сказка?
– Знаете ли вы другие восточные сказки?
– Каким народам они принадлежат?
Затем можно послушать пересказ сказки «Ашик-Кериб» или других восточных сказок.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
Учитель вывешивает на доску портрет Л. Н. Толстого.
– Знаком ли вам человек, изображённый на портрете?
– Что вы знаете о Льве Николаевиче?
– Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Он очень рано лишился родителей: мать его умерла, когда мальчику было два года, отец, когда ему едва исполнилось девять лет. У Льва Николаевича было три старших брата и младшая сестра.
Л. Н. Толстой уделял большое внимание проблемам добра и зла, духовного развития людей. В своём имении Ясная Поляна граф Л. Н. Толстой создал школу для крестьянских детишек, в которой сам их обучал. Для обучения детей грамоте он создаёт «Азбуку», а также пишет для них рассказы и басни, которые учат добру.
Произведения Л. Н. Толстого для взрослых знают не только у нас в стране, но и во многих зарубежных странах, они переведены на разные языки.
Со всего мира приезжали ко Льву Николаевичу писатели, художники, музыканты. Приходили к нему за советом и простые люди, чаще всего крестьяне. И всем Толстой помогал, а ещё учил добру, состраданию.
– Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете, любите?
– Чему они учат?
– Сегодня на уроке мы прочитаем воспоминания о Льве Николаевиче его внука, Сергея Толстого.
Далее учащиеся читают статью «Лев Николаевич Толстой» (из воспоминаний С. Толстого, внука писателя (с. 116, часть 1-я). Текст дети читают вслух, трудные для чтения места читает учитель. Пояснения непонятных слов, выражений даются по ходу чтения учителем или учащимися.
– Что нового о Л. Н. Толстом узнали, читая воспоминания?
– Какие уроки преподал писатель своему внуку?
– Почему они запомнились мальчику на всю жизнь?
– Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Чему вас научил сегодняшний урок?
? Домашнее задание: перечитать статью «Лев Николаевич Толстой» (с. 116, часть 1-я); выписать в тетрадь по чтению «уроки Л. Н. Толстого».