Урок 18 И. С. ТУРГЕНЕВ. «БЕЖИН ЛУГ»
Цели: познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка; показать мастерство портретной характеристики; подчеркнуть авторское отношение и вызвать в учащихся любовь к людям, к природе.
Методические приемы: комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа, чтение наизусть.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
– Почему книга, в которую входят рассказы, названа «Записки охотника»? (В каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик.)
– Какова основная тема «Записок охотника»? Тургенев страстно любил охоту, и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!
События в рассказах, которые произошли в Орловской губернии, знакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, – словом, все то же, что и в образованном». Слова великого русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.
Попытаемся восстановить композицию рассказа.
I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго):
1) «кроткая заря»;
2) знойный полдень;
3) спокойный закат.
II. Скитания охотника:
1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);
2) теперь путь найден («…нужно вправо взять»);
3) заблудился совершенно («пошел наудалую»);
4) Бежин луг.
III. У костра в ночном:
1) костер в ночи;
2) пять деревенских мальчиков;
3) рассказ Илюши о случае в рольне;
4) рассказ Кости о том, как русалка «испортила» Гаврилу;
5) рассказ о псаре Ермиле и оборотне;
6) неожиданная тревога;
7) рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;
8) рассказ Павлуши о «предвидении»;
9) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе);
10) разговоры о бучиле, лешем, водяном;
11) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос слышал»).
IV. Наступило утро:
1) рассвет;
2) мальчики возвращаются с табуном.
V. Эпилог (заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев): смерть Павлуши.
2. Работа с текстом.
1) Чтение учителем описания природы.
2) Задание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).
Утро – назвать эпитеты, объяснить значение («кротким» – застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце – «приветно-лучезарное», облака «лазурны»).
Сравнения и метафоры: «пылает пожаром» – чуть розовая, алая, солнце «всплывает», «погрузится» в туман, облака «не трогаются», «сдвигаются», «теснятся», «проникнуты светом и теплотой»; «засверкает змейками», блеск – блеску кованого серебра, облака – «острова». полдень (облака, «как дым», звезда – «свечка», солнце «закатилось», звезда – «затеплится»; ветер – «разгоняет, раздвигает накопившийся зной», вихри – «гуляют»; «трогательной кротости»).
Вывод. Каждое слово дышит любовью к родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту рус-ского лета. Природа у Тургенева наполнена живыми звуками и запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и гречихой…»).
Задание: зачитать строчки, рисующие состояние охотника (удивление – «эге!», испуг – «как-то жутко», «странное чувство», «отдернул… ногу»). Автор, оказавшись ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.
– Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу? (Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», камни «сползлись».)
Задание: зачитать описание наступления ночи. Найти метафоры
(«ночь… росла», «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь… как грозовая туча»), эпитеты («пугливо нырнула», «громадными клубами», «побледневшее небо»).
IV. Подведение итогов урока.
– Вы прочитали еще одно произведение И. С. Тургенева – «Бежин луг». Каково ваше впечатление?
– Какую роль в рассказе играют описания природы, смена дня и ночи?
Домашнее задание: близко к тексту описать картины природы, пересказать истории мальчиков.