Урок 18 А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ…»

0
631
информатика

Цели: познакомить учащихся с многообразием поэзии А. С. Пушкина; углубить знания учащихся о жизни и творчестве поэта; познакомить со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, дать понятие о литературном жанре – поэма.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

– Каждый из вас, когда придумывал сказку, побывал в роли сказочника. Легко ли это было? Ваши сказки услышали одноклассники, родители. А есть такие сказочники, чьи сказки знают во всем мире. Один из них – Александр Сергеевич Пушкин (учитель показывает портрет).

– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

– А. С. Пушкин писал и замечательные стихи.

Учитель читает статью на с. 84.

– Почему А. С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии»?

Далее учитель может рассказать детям о детстве поэта. После чтения статьи в учебнике спрашивает учащихся о том, какие открытия они сделали?

3. Работа над сказкой.

1) Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

2) Высказывания детей.

3) Беседа по содержанию.

Как менялось море? Почему?

– Почему старик в конце концов вновь оказался у разбитого корыта?

– Какие слова можно подобрать для характеристики рыбки? Старика? Старухи?

– Кто вам понравился в сказке? Чем?

– Кто не понравился? Почему?

Соотнесение содержания сказки с пословицами.

Физкультминутка

4. Знакомство с понятием «поэма» и вступлением к поэме «Руслан и Людмила».

Мы говорили с вами о том, как многообразна поэзия А. С. Пушкина: стихотворения, сказки, романы. Есть у Александра Сергеевича и поэмы. Что такое «поэма»? (Высказывания детей.)

Учитель открывает доску, на которой написано:

«Поэма – большое литературное произведение в стихах о людях с сильными характерами. В поэме обычно описываются сложные картины жизни».

Когда вы будете учиться в старших классах, вы познакомитесь с поэмой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сегодня мы прочитаем только вступление к этой поэме. Уверена, оно вам хорошо знакомо.

Чтение в парах.

Прочитав вступление, можно догадаться, о чем будет поэма?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: выразительно читать вступление к поэме «У лукоморья дуб зеленый…», сделать рисунок.