Урок 17 ТВОРЧЕСТВО К. Ф. РЫЛЕЕВА

0
738
информация

Урок 17 ТВОРЧЕСТВО К. Ф. РЫЛЕЕВА

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Ф. Рылеева; дать понятие думы; работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить восьмиклассников рецензировать работы товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?

2. Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта?

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала,

Наевшись, выспалась под ним,

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

(Свинья у Крылова прожорливая, противная, глупая. никаких добрых чувств она не вызывает. Баснописец рисует ее образ с помощью грубых, просторечивых слов и выражений: наелась до отвала, глаза продравши, рылом. Свинья показана в действиях, последнее из которых не только нелепо, лишено смысла, но и вредно – «подрывать у дуба корни стала».)

Карточка 2.

1. Перечислите характерные черты басни.

(Герои басен – чаще всего животные, растения или предметы, а под ними подразумеваются люди с их недостатками. Такое свойство басен называется аллегорией. Нравоучительный смысл басен заключается в начале или конце произведения, в нескольких строчках, называемых моралью.)

2. Какими средствами баснописец создает образ тупого, самовлюбленного осла? Докажите это с помощью данного отрывка.

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

(Выбор в судьи осла, а не другого животного, сам по себе абсурден, так как осел – символ тупоумия, упрямства, невежества. Кроме того, крик этого животного – один из самых антимузыкальных в природе, поэтому сразу можно догадаться, что ослу оценить пение соловья по достоинству непосильно. Это аллегория неправедного, ничего не знающего и не понимающего, но берущегося судить.

Спесь, самолюбование этого персонажа показаны в манере разговаривать, панибратское обращение «дружище», соединение несоединимых слов «великий мастерище» придают всему сочетанию пренебрежительную окраску. Построение фразы «хотел бы очень я сам посудить, твое услышав пенье, велико ль подлинно твое уменье» возвеличивают судью; изменение порядка слов, выделение слова «сам» в начале строки, вопросительная частица «ль» служат этой цели.)

2. Инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие царя» с последующим обсуждением чтения.

– Чье чтение понравилось? Почему?

– Удалось ли ребятам при чтении передать характерные черты персонажей басни?

3. Чтение придуманных по предложенным пословицам басен; рецензирование.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя о Рылееве.

Война 1812 года, тяжелое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – все это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К. Ф. Ры-леева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К. Ф. Рылеева «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества – вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней).

(Звучит запись песни «Смерть Ермака».)

Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегает исторической достоверностью. Он сознательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.

– Что же такое дума?

Запись определения думы в тетради: дума – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального творчества. Тематика дум по преимуществу историческая.

– Как же начиналась литературная деятельность К. Ф. Рылеева?

– Почему думы Рылеева получили почти единодушную благожелательную оценку литературной общественности?

3. Чтение материала учебника (с. 88–89).

4. Чтение исторической справки «Смерть Ермака» (с. 89–90).

– Как вы считаете, с какой целью перед думой автор дает историческую справку?

– Все ли вам было понятно, когда вы слушали песню «Смерть Ермака»?

– Какие события, о которых рассказывается в справке, отражены в произведении?

5. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем с последующей беседой по содержанию.

– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

– О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили!»?

– Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?

6. Работа по картине художника Б. Дехтерева.

– Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник?

– Зачитайте строчки из думы, описывающие этот эпизод
(с. 92 от слов «Ермак воспрянул ото сна …» до «… стал гибели его виною», с. 93).

– Какого былинного богатыря напоминает вам Ермак?

IV. Подведение итогов урока.

Дума – название заимствовано у поляков и украинцев. Так называли рыцарскую песню или народную лироэпическую песню. Думы делятся на две основные группы – исторические и социальные.

– К какой группе можно отнести думу Рылеева?

(Повторное слушание песни на слова рылеевской думы.)

– Сравните тексты думы Рылеева и народной песни. Что народу показалось наиболее важным в произведении поэта? Какое настроение она у вас вызвала?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака», подчеркнув ее драматический характер; перечитать «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина.