Урок 17 Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова
Цели: продолжить чтение и обсуждение стихотворений М. Ю. Лер-монтова; дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов; работать над выразительным чтением; дать понятие «антитеза», «метафора».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Конкурс «Знаток стихотворного размера» (по рядам).
2. Выразительное чтение стихотворения «Тучи».
II. Изучение нового материала.
Учитель. Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.
1. Из истории создания стихотворения «На севере диком…».
Перед вами черновые варианты стихотворения Лермонтова «На севере диком…»
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет… под снегом сыпучим,
Качаяся дремлет она.
(И дремлет, и снежным покровом,
Метелью одета она)
Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.
– Сравните черновые тексты с окончательной редакцией. Что более выразительно: «На хладной и голой вершине / Стоит одиноко сосна…» или «На севере диком стоит одиноко / На голой вершине сосна…»? Почему? Что лучше: «На жаркой песчаной скале…» или «…на утесе горючем»? Почему?
«На севере диком…» – вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев. Вот этот перевод:
С чужой стороны
(из Гейне)
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет одиноко…
– Отличаются ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Какое из них вам больше нравится?
Вы обратили внимание, что у Тютчева в стихотворении фигурирует не сосна, а кедр? Объяснить это могут слова замечательного исследователя биографии и творчества Лермонтова Ираклия Луарсабовича Андроникова:
«Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна – «он», а пальма – «она»… У Лермонтова же сосна и пальма получились одного грамматического рода. Поэтому у Гейне – стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова в основе стихотворения – мысль об одиночестве».
2. Анализ содержания стихотворений М. Ю. Лермонтова.
Учитель. Удивительная глубина и тайна есть во всех произведениях М. Ю. Лермонтова, стихи эти обладают свойством расти вместе с читателем, обогащаясь по мере духовного роста человека новым содержанием и помогая его развитию.
В детстве «На севере диком…» – это прекрасный пейзаж, в юности стихотворение отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала.
Так же и «Три пальмы»: вначале это яркая живописная картина, затем восхищение самоотверженностью, позже – горькие раздумья о добре и зле.
3. Чтение стихотворения «Три пальмы».
– Подумаем над поэтическим словом. В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов называет пальмы «питомцами столетий». Он говорит «пали без жизни» – как о людях, воинах. Вслушайтесь в строфу, где рассказывается об их гибели. Какое чувство вызвало у вас это изображение, какие мысли возникли?
4. Самостоятельная работа: изучение понятия метафоры.
Учитель. В словаре литературоведческих терминов прочитайте определение метафоры.
Почему слова «одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их…» можно назвать метафорой? Зачем поэт употребил эти слова в переносном смысле?
5. Выразительное чтение стихотворений «Утес» и «Листок» подготовленными учащимися.
– Послушайте эти стихотворения и подумайте над их смыслом.
– Попытайтесь представить нарисованные в них картины, вслушайтесь в звучание стиха, прочувствуйте выраженное в них настроение.
6. Вопросы и задания.
– В чем вы видите сходство между «героями» лермонтовских стихотворений: парусом, сосной, утесом, дубовым листком, пальмами? Отчего они страдают, чего хотят?
– Вы, конечно, почувствовали, что в нарисованных поэтом картинах речь идет не только о природе. Попытайтесь рассказать об одном из прочитанных стихотворений: какие картины вы представляете, какие мысли пробуждает у вас это стихотворение.
– Что нового узнали вы о себе, читая стихотворения Лермонтова?
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
1) одно стихотворение (по выбору учащихся) выучить наизусть;
2) теория литературы: «антитеза» (конспект в тетради);
3) составить небольшой рассказ, построенный на антитезе (задание для самостоятельной работы (учебник, с. 59));
4) вопрос 4 (с. 171 учебника).