Урок 17. Развитие речи. Стили литературного языка

0
325
иинформатика

Урок 17. Развитие речи. Стили литературного языка

Цели: закрепить понятие учеников о стилях речи; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Какое слово лишнее в ряду?

Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный (сверх­ интересный – после приставки сверх- и не меняется на ы).

Красно-белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный (вагоноремонтный – пишется слитно, т. к. происходит от сочетания: ремонт вагонов).

II . Повторение темы «Стили языка»

Беседа по вопросам § 8.

Упражнение 49: устно.

Упражнение 50: по группам. 1-я – анализирует стиль упраж­ нения 1, 2-я – упражнения 14, 3-я – ищет в учебнике литературы текст научного стиля, 4-я – текст художественного стиля.

Важно не только определить стиль, но и доказать, что он опре­ делен правильно.

4. Упражнение 51: выразительное чтение, определение принад­ лежности текстов к определенному стилю (по вариантам).

Комментарий.

Основные черты стилей

Разговорный – неофициальность, преобладание устной фор­ мы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредствен­ность, широкое использование разговорной лексики.

Научный – официальность, преобладание письменной фор­ мы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысло­ вая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.

Официально-деловой – официальность, преобладание пись­ менной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, без­ личность, неэмоциональность, широкое использование официаль­ но-деловой лексики.

Художественный – эстетичность, образность, использова­ ние всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, гра­ дации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).

Основные жанры стилей

Разговорный – беседа, телефонный разговор, частная пере­ писка, дневниковые записи.

Научный – монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.

Официально-деловой устав, закон, инструкция, акт, приказ, за­ явление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.

4) Художественный – эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.

Примечание: более углубленно стили текста будут изучать­ся в старших классах, поэтому достаточно ознакомить учеников с основными особенностями стилей литературного языка, показать объективность их существования и функционирования.

(О публицистическом стиле см. урок 19.) Домашнее задание

Написать небольшое сочинение в любом из стилей литера­турного языка. Темы: «Каникулы», «Компьютерные игры», «Книги».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь