Урок 17. Развитие речи. Стили литературного языка
Цели: закрепить понятие учеников о стилях речи; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»
– Какое слово лишнее в ряду?
Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный (сверх интересный – после приставки сверх- и не меняется на ы).
Красно-белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный (вагоноремонтный – пишется слитно, т. к. происходит от сочетания: ремонт вагонов).
II . Повторение темы «Стили языка»
Беседа по вопросам § 8.
Упражнение 49: устно.
Упражнение 50: по группам. 1-я – анализирует стиль упраж нения 1, 2-я – упражнения 14, 3-я – ищет в учебнике литературы текст научного стиля, 4-я – текст художественного стиля.
Важно не только определить стиль, но и доказать, что он опре делен правильно.
4. Упражнение 51: выразительное чтение, определение принад лежности текстов к определенному стилю (по вариантам).
Комментарий.
Основные черты стилей
Разговорный – неофициальность, преобладание устной фор мы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
Научный – официальность, преобладание письменной фор мы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысло вая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
Официально-деловой – официальность, преобладание пись менной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, без личность, неэмоциональность, широкое использование официаль но-деловой лексики.
Художественный – эстетичность, образность, использова ние всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, гра дации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).
Основные жанры стилей
Разговорный – беседа, телефонный разговор, частная пере писка, дневниковые записи.
Научный – монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.
Официально-деловой устав, закон, инструкция, акт, приказ, за явление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.
4) Художественный – эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.
Примечание: более углубленно стили текста будут изучаться в старших классах, поэтому достаточно ознакомить учеников с основными особенностями стилей литературного языка, показать объективность их существования и функционирования.
(О публицистическом стиле см. урок 19.) Домашнее задание
Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка. Темы: «Каникулы», «Компьютерные игры», «Книги».