Цели урока: способствовать формированию представлений о строении атмосферы, составных её частях; организовать деятельность учащихся. Направленную на развитие умения вычислять температуру воздуха на разных высотах; обеспечить усвоение учебного материала на уровне восприятия, , осмысления и первичного запоминания знаний и способов деятельности.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование: таблица «Строение атмосферы», атлас, рабочие карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Прошу садиться.
II. Проверка домашнего задания.
Мы продолжаем путешествовать по стране Географических знаний. От материка Гидросфера до следующего, мы поплывем с вами на корабле вопросов и ответов. Приготовились. Отправляемся в путешествие.
III. Мотивация.
Мы оказались на новом материке. Узнайте из загадки – как он называется?
Есть ли, дети , одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило, да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет, есть, а вроде бы и нет?!
Атмосфера.
1.Работа с оглавлением учебника.
– Путешествуя по этому материку, мы узнаем много полезного и занимательного.
Давайте откроем наши путеводители – учебники на с.174 и узнаем, с чем нам предстоит знакомиться при изучении этой темы.
IV. Актуализация знаний. Тема первого урока: «Атмосфера: строение, значение и изучение».
Попасть вглубь материка мы сможем, если сегодня сможем открыть 3 замка-вопроса: Как устроена атмосфера? Какое её значение? С помощью чего она изучается?
V. Изучение нового материала.
2. Работа с учебником и рабочей картой.
– Ответить на наш вопрос нам поможет уже знакомый нам план. Мы с ним встречались при характеристике земной коры, гидросферы. Да и что такое атмосфера вы уже знаете из курса природоведения. Поэтому, я думаю, с первым вопросом мы справимся вместе.
3.Беседа, рассказ учащихся по учебнику.
1)Что такое атмосфера? А что такое воздух?
2)Запишите схему по памяти или по тексу § 35 с.105. Расскажите, чем сложена атмосфера?
– Молодцы. Продолжаем работу по плану.
– Что вы можете сказать о толщине атмосферы (3 тыс.км верхняя граница отсутствует, нижняя – литосфера? Вы согласны?
Задание 1. Используя текст учебника на с.105 – 106, заполните пропуски в таблице и расскажите о составных частях атмосферы.
Тропосфера Стратосфера Верхние слои атмосферы
1.Состав 1.80% массы воздуха 1.воздуха меньше или 1.воздуха ещё меньше.
2.почти весь вод.пар больше. 2.в верхней части преобладает
3.примеси 2.много озона водород.
2.Плотность 1 кг/м³ … меньше … – очень низкая
воздуха
3.Температ-ра. понижается на 6 низкая, а потом с высотой
градусов на каждые увеличивается до 0 – 20°
4.Явления. 1.образ.облака 1.серебристые облака – полярное сияние, магнитные
2.выпадают осадки 2.очень сильный ветер бури
3.дуют ветры
5.Толщина экватор
умер.широты – 10-12км в космосе
полярные широты – 8-10км
– Физкультурная пауза.
А теперь проверим, можно ли открыть первый замок?
Ответьте на вопросы:
1.Где идет дождь?
2.Где встречаются серебристые облака?
3.Где содержится 80% всего воздуха?
4.В какой части атмосферы температура понижается на 6° на каждые 1000м?
– Замок не открывается. А причина в том, что мы еще не умеем высчитывать температуру воздуха на разных высотах.
Задание 2. Работа с карточками.
На ваших карточках есть 4 задачи. Выберите. Какую из них вы будете решать. 1 – порядок решения вам знаком. 2- надо подумать. Кто справится, решает задачу № 3. Открыли тетради, записали № выбранной задачи, решаем.
– А задачу № 4 вы попробуйте решить дома.
Задачи.
№ 1. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет + 30° С?
Высота Памира 6км. (- 6°).
№ 2. Какова высота горы, если у подножия температура + 24° С, а на вершине она составляет
0° С? (
№ 3.На какую высоту поднялся самолет, если за бортом температура – 30° С, а у поверхности
+ 12° С? (
№ 4. На высоте
Проблемный вопрос. (Беседа с учениками).
– Красива наша планета из космоса. Благодаря атмосфере её называют голубым океаном. А что было бы с землей, если бы не было атмосферы?
Вывод: атмосфера – это броня планеты.
Рассказ учителя.
Атмосфера – это наше здоровье, настроение, хозяйственная деятельность. Но оказывается, явления атмосферы даже изменили ход истории человечества. В 16 веке Испания и Португалия – владычицы моря. Но в 1588г. начинается эпоха Англии, её флота. Почему? Шторм задержал и ослабил «Непобедимую армаду» испанцев. А второй шторм разгромил её вместо англичан.
Можно было ли избежать этой ситуации? Да, если бы существовала служба погоды. Не случи-
лось бы ещё одного события, которое и послужило поводом для создания службы погоды – 14.11.1854году.
Вопрос классу.
– Для чего была создана служба погоды?
В одной из первых книг человечества «Библии» есть сведения о прогнозе погоды.
Для любознательных задание. Что за прогнозы? Где они упоминаются?
– Сейчас руководство изучением погоды осуществляет Всемирная метеорологическая организация, куда входит и Россия. Для изучения и прогнозирования погоды применяется разнообразная техника и приборы: метеозонды, метеоракеты, спутники, начно-исследовательские суда.
– Давайте распределим их по слоям атмосферы.
VI. Первичное закрепление.
Вот мы с вами и открыли все три замка. Давайте вспомним, что мы сегодня изучили.
1.Атмосфера – это ……
2.Разделить атмосферу можно на …… части. 5.Для изучения стратосферы запускают ………
3.Погода «варится» в ……… . 4.Тропосферу изучают на ………
VII. Домашнее задание. § 35. Задание 1,2 – устно; решить задачу № 4.