Цель: выявить у учащихся уровень овладения навыком правописания за весь учебный год.
Лесные загадки
Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозовки бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ежик побежал в свое жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают легкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи.
Слова для справок: домишко.
Грамматические задания:
1. Подчеркните вопросительные предложения.
2. Выпишите по два слова: а) со звонкими и глухими согласными в корне; б) безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
3. Что в тексте названо словом «глазок»? Какие еще значения у этого слова? Написать глазок – … , глазок – … .
Урок 169. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ,
допущенными в ДИКТАНТЕ
Цели: развивать умение исправлять ошибки; познакомить с новыми словарными словами, развивать речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ письменных работ.
III. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Отгадайте загадку:
С неба солнце золотое льёт лучи.
В поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят они усами и тихонько шелестят…
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
В нашей печке золотятся золотые калачи.
(Пшеница.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
пшенъца
– Назовите и запишите однокоренные слова. Разберите их по составу.
– Какая бывает пшеница? Напишите 4–5 словосочетаний. С одним из них составьте и запишите предложение.
Прекрасная пшеница, озимая пшеница, яровая пшеница, золотая пшеница, спелая пшеница.
Золотая пшеница стоит на поле стеной.
– Придумайте сами задание к предложению и выполните его.
– Чтобы узнать второе слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
Задание 1. Первая буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова комната.
Задание 2. Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в корне слова квартира.
Задание 3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Задание 4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в корне слова малина.
Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овёс.
Задание 6. Шестая буква является окончанием в слове берёза.
Задание 7. Седьмая буква обозначает всегда мягкий звонкий согласный, который есть в слове урожай.
– Какое слово вы составили? (Мы составили слово трамвай.)
– Что означает слово трамвай? (Трамвай – это вид транспорта.)
– Это сельский или городской вид транспорта? (Это городской вид транспорта.)
– Назовите его существенные признаки. (Трамвай состоит из одного или нескольких вагончиков. Он движется по рельсам с помощью электричества.)
– Что же такое трамвай? Дайте полное определение. (Трамвай – это вид городского транспорта, состоящий из одного или нескольких вагончиков, движущихся по рельсам с помощью электричества.)
– Найдите слово трамвай в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО.
трамвай
– Составьте предложение со словом трамвай, чтобы в него вошли словарные слова, которые мы использовали при выполнении семи заданий. Давайте вспомним, какие это слова. (Комната, квартира, завтрак, малина, овёс, берёза, урожай.)
Примерные предложения:
Трамвай внутри похож на продолговатую комнату.
Недалеко от остановки трамвая находится квартира моего друга.
Дачник вёз в трамвае варенье из малины.
Трамвай остановился возле раскидистой берёзы.
Возле трамвая рассыпался овес.
Водитель трамвая взял завтрак на работу.
V. Закрепление изученного материала.
1. Письмо (выборочное) текста под диктовку. (упр. 642.)
2. Списывание с заданием.
На доске записан текст:
Кто подскажет тебе летом адр..са яго..? Адр..с з..мл..ники спросишь у л..сных пней. Адр..с ч..рники узнаешь у з..лёных елей. Бруснич..ный адр..с найдешь в с..сновом б..ру. М..лину увидишь на л..сных опу..ках, выру..ках, в оврагах. Лес щедро уг..щ..ет тебя св..ими д..рами.
– Прочитайте текст и озаглавьте его.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы.
VI. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 636.