Цель урока: углублять представление о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия в отношениях между людьми.
Задачи:
– раскрытие значимости для человека стремления быть в добрых отношениях с людьми;
– развитие умения находить взаимопонимание с людьми;
– воспитание стремления быть добрым и чутким по отношению к окружающим людям.
Круг радости
Методический потенциал приема «Круг радости » следует использовать для дальнейшего развития ведущих идей темы урока. Стихи или песни для Круга радости должны быть созвучны идее ценности мира и согласия. Один из вариантов организации Круга радости может быть связан с использованием стихотворения Т. Томпаковой..
* * *
Татьяна Томпакова
Представила
Что каждый другой человек – Я
В каждом моя радость и боль
любовь и ненависть
взлёт и падение
У каждого моя плоть
оболочка с пятью близорукими чувствами
требующими «дай моё»
В каждом моё стремление быть понятым другим
и непониманье другого
В каждом человеке моя вселенная
Звёзды связанные в созвездия музыкой слов
Представила
что каждый другой человек – Я
И стало за этого другого тревожно
Полюбила людей за их непохожесть
Но теперь покоя не даёт вопрос
«А какие они – ДРУГИЕ?»
В этом стихотворении заключена идея о стремлении одного человека понять другого через попытку поставить себя на его место, что читается в строчках: «Представила что каждый другой человек – Я», «Но теперь покоя не дает вопрос «А какие они – ДРУГИЕ?»
Проверка домашнего задания
Обсуждение результатов домашнего задания позволит учащимся осознать важность проявления в экстремальных ситуациях таких качеств личности, как чуткость, отзывчивость.
Размышление над ситуацией
Данный вид учебной деятельности целесообразно организовать в форме групповой работы, так как распространенные и знакомые учащимся ситуации не воспринимаются ими серьезно и не являются предметом для размышлений. Обсуждение каждой ситуации в группе, затем коллегиальный вывод по каждой из них, презентация результатов как целостный процесс имеет важное воспитательное значение.
Проанализируйте ситуации. Возможно ли найти устраивающий всех способ выхода из них, который устроил бы всех участников? Предложите свой вариант.
Ситуация 1 . Подруга взяла у меня книгу на неделю. Мне понадобилась эта книга, чтобы написать сочинение. Прошла неделя, а книги нет. Я звоню подруге…
Ситуация 2 . Я обещал маме прийти домой сразу после уроков или позвонить ей, если я задерживаюсь. Однако мы так увлеклись с друзьями обсуждением вчерашнего матча, что не заметили, как пролетели два часа. Конечно, маме я не позвонил. Я возвращаюсь домой, мама открывает дверь…
Ситуация 3. Задание по биологии надо было выполнить к понедельнику. В понедельник объявили, что последний срок назначается на среду. В среду на уроке учительница спрашивает у меня домашнее задание. Я честно сознаюсь: «Забыл», опускаю глаза и жду, что будет дальше…
Комментируя ответы учащихся, учитель отмечает, что в ситуациях 1,2 возможно найти компромиссное решение, которое может быть достигнуто в ходе диалога. В первом случае уместно вежливое напоминание, во втором – искреннее извинение и признание своей ошибки. В ситуации 3 налицо безответственное отношение к заданию учителя, что вполне заслуживает порицания. При анализе ситуаций учащиеся должны понять, что лень, недобросовестность не могут служить оправданием и ведут к возникновению напряжённости в отношениях с людьми.
Задание
Учитель предлагает учащимся прочитать текст и выполнить задание к нему.
Прочитайте историю, о которой рассказала пожилая женщина. Подумайте, разделяете ли вы её опасения. Обоснуйте ответ.
Однажды в мою дверь постучали. Открываю – стоят на пороге трое ребят, вежливых таких:
– Здравствуйте, бабушка. У вас есть макулатура?
Показала я им, где у меня газеты старые хранятся. Схватили они их в охапку, вижу – неудобно им.
– Знаете что? – предложила я. – Берите авоську. Только принесите потом.
– Конечно, принесём. Сегодня же, – обрадовались ребята. – Честное слово.
Но они так и не появились больше. Дело, конечно, не в авоське. Просто стыдно и обидно за ребят: как легко ими, оказывается, даются обещания. Сказали… и забыли. Или ещё хуже: вспомнили – и отмахнулись. Подумаешь, мол, ну и что, что обещали? Вряд ли мы еще встретимся с этой бабушкой. Обойдётся!
А я вот задумалась: ведь нельзя, чтобы обошлось!
Заслушав аргументы в пользу или опровержение опасений, учитель может подчеркнуть распространённость брошенных второпях обещаний, которые люди дают друг другу, даже и не думая выполнять. Учащимся важно осознать, что в дальнейшем это может стать причиной недоверия к такому необязательному человеку, создания негативного отношения к нему.
Задание в тетради
Задание поможет учащимся понять значение процесса общения для изучения и понимания каждым человеком самого себя.
Прочитайте отрывок из высказывания французского философа Вовенарга «О пользе общения с людьми». Подумайте и ответьте, какое значение придаёт автор этому процессу. Выпишите главную мысль текста в тетрадь.
Нет школы лучше и полезней, нежели общение с людьми. Человек, замкнутый и держащийся от всех в стороне, совершает наигрубейшие ошибки, едва лишь случай или дела вынуждают его нарушать своё одиночество. Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости; только свободный и непринуждённый обмен мнений позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними; только так можно увидеть человечество без покровов со всеми его слабыми и сильными сторонами и разгадать уловки, к которым мы прибегаем, дабы внушить почтение окружающим…
Очень интересным и важным является обсуждение результата работы учащихся по выявлению главной мысли текста. Выслушав и обсудив различные точки зрения учащихся учитель обобщает их в виде следующих тезисов:
общение помогает понять себя и других;
общение способствует совершенствованию;
общение содействует развитию мира и согласия между людьми.
Резюме
Обобщением темы урока может служить вывод, представленный в рубрике «Обращаем внимание».
Жить в мире с окружающими людьми – значит быть честными, ответственными, уметь отвечать за свои слова, выражать свои чувства так, чтобы это никому не причиняло вреда.
Учитель комментирует эту мысль, опираясь на высказывания учащихся, прозвучавшие в ходе урока.
Задание
Учащимся предлагается выполнить задание 4 в тетради, основная цель которого – инициировать размышления учащихся над одной из важных проблем во взаимоотношениях людей – умении прощать. Задание может быть выполнено индивидуально с последующим обсуждением.
Задание 4
Изучите ситуацию и ответьте на вопросы.
Весь год Наташа плохо отзывалась о своих одноклассниках, конфликтовала с учителями, часто ссорилась со своей подругой Леной. Лена не могла понять, что же случилось с Наташей? Раньше у них были хорошие отношения.
Однажды Лена случайно услышала разговор двух учителей:
– Наташины родители развелись в прошлом году, – говорила одна.
– Она постоянно отпрашивается домой, чтобы смотреть за сестренкой. Ей приходится и готовить для нее, потому что мама возвращается с работы поздно, а отец уехал, – сказала другая.
С тех пор, чем больше Лена думала о Наташе, тем понятнее ей становилось, почему она так себя ведет.
Что поняла Лена?
Возможна ли снова дружба между девочками? Кто должен сделать первый шаг?
Наладятся ли у Наташи взаимоотношения с одноклассниками и учителями? Что для этого необходимо сделать?
Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
Как вы думаете, трудно ли прощать? Почему?
Как научиться прощать?
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель обращается к учащимся строчками стихотворения А.Яшина.
Александр Яшин
* * *
С добрым утром!
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Доброй ночи!» – говорим.
Если к чаю или к обеду
В дом войдём –
Не любо что ль,
Поклоняясь, сказать соседу:
«Чай да сахар!»,
«Хлеб да соль!».
Не от тяги с суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
Хорошо и путь-дорогу
По обычаю начать:
У родимого порога
Посидеть и помолчать.
От души желаю счастья
Всем товарищам своим,
Молодым – в любви согласья.
Долголетья – пожилым.
Рыболовам,
Звероловам –
Тёплой ночи у костра,
И – богатого улова,
И – ни пуха, ни пера.
Пусть людей во всех заботах
Ждут удачи и успех,
Чтоб работалось с охотой
И гулялось без помех.
Даже стае журавлиной.
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
«В счастливый час!»
И живётся вроде лучше.
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
В этом стихотворении – рецепт установления миролюбивых, доброжелательных отношений с людьми: приветливо поздороваться, высказать добрые пожелания. Особо следует обратить внимание на последнюю строфу:
И живётся вроде лучше.
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Учитель отмечает , что человеку делается лучше уже от того, что по-доброму расположен к окружающим. Так проявляется его стремление жить в мире и согласии с людьми.