Урок 16. Воды суши. Закономерности их питания и режима

0
706

Цели урока: расширить знания о водах суши, их зависимости от состава земной коры и климата; закрепить представление о питании, режиме, годовом стоке рек; познакомить с зональными типами рек, закрепить знания о законе географической зональности.

Средства обучения: физическая карта мира, климатическая карта мира и карта климатических поясов (атлас); слайды, видеофильмы с изображением различных вод суши.

Основные представления и понятия: подземные воды и их виды; покровные и горные ледники, реки, типы питания рек, водный режим, годовой сток рек, половодье, паводок, межень; зональные типы рек; озера, типы озерных котловин; болота.

Номенклатура: крупнейшие реки, озера материков.

Межпредметные связи: пресная вода и ее свойства (природоведение, естествознание).

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Воды суши

Беседа. Актуализация личного опыта и знаний учащихся. Работа с вопросами перед параграфом (§ 15, стр. 59). Задание: рассказать о мировом круговороте воды в природе.

2. Подземные воды, их виды и свойства

Объяснение учителя. Грунтовые и межпластовые воды, три агрегатных состояния. Различия вод по температуре и степени минерализации. Территории материков, богатые подземными водами.

3. Ледники, их размещение в климатических поясах

Практическая работа. Сопоставить физическую карту мира с картой климатических поясов, установить районы горного и покровного оледенения.

4. Зональные типы рек

Беседа. Актуализация знаний учащихся: какова связь реки с рельефом и климатом? какие существуют типы питания рек? Примеры. Что называют половодьем, паводком и меженью? Какова их связь с климатом?

Объяснение учителя. Водный режим – изменение водоносности реки в течение года, зависимость водного режима от климата; зональные типы рек.

Практическая работа. Применительно к каждому климатическому поясу (начиная с экваториального) установить особенности питания и режима крупнейших рек каждого материка в границах климатического пояса.

5. Озера, их распределение по материкам в зависимости от происхождения котловин и климата

Беседа. Актуализация знаний учащихся об озерах.

Практическая работа. Анализ физической карты мира с целью выявления крупных озер материков, происхождения их котловин и свойств вод.

6. Болота

Беседа. Актуализация знаний учащихся о типах болот, их регулирующей роли в жизни рек.

Объяснение учителя. Закономерности размещения болот на материках в связи с особенностями климата и рельефа.

Закрепление изученного

Какие закономерности характерны для размещения грунтовых вод?

Докажите, что ледники могут формироваться во всех климатических поясах. Покажите примеры ледников на карте.

В каких особенностях рек проявляется зональность?

В каких климатических поясах реки имеют, в основном, дождевое питание? Как это отражается на их режиме и годовом стоке? Назовите самые большие реки в каждом климатическом поясе.

Чем обусловлены закономерности размещение озер на материках?

На каких материках есть все виды поверхностных вод? Какой материк беден поверхностными водами? Какой особенно богат? Почему?

Какие условия способствуют распространению болот? На каких материках много болот?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку