Цель урока: развивать в детях навыки коллективной деятельности; формировать умение планировать и осуществлять совместную деятельность, оказывать помощь, проявлять терпимость, ответственность, взаимопонимание при достижении поставленных целей.
Методы : беседа, рассказ, объяснение, упражнение, практическая работа, игра.
Ресурсы: х рестоматия, тетрадь «Моя помощница», журналы, вырезки из газет, ножницы, клей, кисти, краски, фломастеры, листы ватмана, мяч, аппликации.
Круг радости
Учитель предлагает детям задуматься над качествами, которыми должны обладать жители «Дома Дружбы».
– Я буду бросать вам мяч, называя какое-нибудь качество человека. Если оно, на ваш взгляд, приемлемо для жителей «Дома Дружбы», то ловите мяч. А если нет – отбиваете его.
Учитель бросает мяч по кругу, при каждом броске называя качества: любовь, доброта, зависть, честность, злоба, щедрость, заботливость, смелость, грубость, баловство, бережливость, хамство, послушание (и т.д.).
– Очень хорошо, ребята! Вы правильно определили человеческие качества, которые помогают людям жить дружно, счастливо, в согласии с самим собой и окружающим миром.
Работа с хрестоматией
А. Островский . «И построили мы дом»
Мы решили строить дом.
Ох, и выбрали местечко!
Слева – лес, направо – речка,
и луга цветут кругом!
Есть топор и молоток.
Вот пила, а вот лопата.
Только строить рановато,
обождём ещё чуток…
Нужно толком всё решить:
ошибёшься – не поправишь.
Как ты дом себе построишь,
так и будешь в доме жить.
Всё обдумаем ладком,
рассчитаем и проверим.
Мы сперва семь раз отмерим,
а отрежем уж потом.
Рассуждали так и сяк,
обсуждали так и эдак
и решили напоследок
новый дом построить так:
чтобы ветры погостить
к нам со всех сторон летели,
лес шумел и птицы пели –
окна незачем стеклить.
Не навесим мы дверей,
чтобы дом не закрывался,
на засов не запирался –
был открытым для людей.
Чтобы звёздный хоровод
видеть ясными ночами,
мы решили, что над нами
крышей будет небосвод.
Соберутся в дом друзья,
а друзей у нас – немало!
Чтобы места всем хватало,
ставить стены нам нельзя.
И построили мы дом:
лес стоит сплошной стеною,
небеса над головою,
и луга цветут кругом.
– Ребята, как вы думаете, о каком доме идет речь в этом стихотворении?
– Как вы считаете, какой дом можно назвать самым лучшим?
Творческая работа «Дом Дружбы»
Учитель делит детей на группы по 4-5 человек. Предлагает, используя вспомогательные материалы (рисунки, аппликации), подготовленные детьми и учителем к уроку, подумать и создать «Дом Дружбы».
– Построение дома – это важное и ответственное занятие. Вы должны будете все продумать: начиная от стен и крыши до традиций и праздников, которые в вашем доме будут соблюдаться и осуществляться.
Порядок работы:
1. Обсуждение полученного задания и материалов для его выполнения.
2. Создание плана будущего дома.
3. Выполнение задания: рисунок, коллаж, подготовка защиты.
4. Подготовка к защите проекта, обсуждение.
5. Презентация (во время презентации другие группы задают вопросы).
6. Подведение итогов.
– Молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием. У вас получились замечательные «Дома Дружбы»!
Побеседуем
– Обычно, когда мы слышим слово «дом», то думаем о нашем родном доме, где живут близкие и любимые люди. Такой дом мы называем родительским.
– А могут ли быть другие дома, например, «Дом Счастья», «Дом Друзей», «Дом Дружбы»?
Размышления детей.
– Каким вы представляете свой дом, когда станете взрослыми, самостоятельными людьми?
– Как вы думаете, что надо делать, чтобы все, кто проживает в доме, хорошо относились друг другу?
Размышления детей.
Упражнение «Единство»
– Попробуйте одним пальцем поднять карандаш (книгу, ручку) над партой.
Дети пробуют.
– А теперь то же самое сделайте, используя все пальцы руки.
Расскажите, в каком случае вам удалось выполнить это задание?
Ответы детей .
– Конечно же, карандаш (книгу, ручку) легче и удобнее было поднять всеми пальцами. Так происходит и в семье, в коллективе. Если за дело взялись все , то оно обязательно будет успешным. И вы это подтвердили, построив «Дома Дружбы».
– Что вы чувствовали, когда разрабатывали проекты своих домов?
Рассуждения детей.
– Очень хорошо. Действительно, такие отношения между людьми, как дружба, взаимопонимание, единение, терпимость и др. составляют надежную и прочную основу настоящего «Дома Дружбы».
Игра «Дружный дом»
– Не секрет, что каждый человек мечтает о дружном и счастливом доме. Предлагаю игру «Дружный дом».
Учитель делит детей на 4-5 групп (равные по количеству учащихся). Мелом на полу рисуются круги (дома). По сигналу учителя (начало мелодии, звук бубна, удар молоточком по столу и т.д.) все «жители дома» должны уместиться в своем круге-домике. Побеждает тот «дом», все члены которого поместятся в круге и сделают это быстрее других. Перед началом игры члены «дома» должны посовещаться, как лучше разместиться в круге.
– Расскажите, какие качества потребовались вам для участия в этой игре?
– А какие чувства возникали у вас, когда вы находились в «дружном доме»?
– Что вы поняли для себя из этой игры?
Размышления детей.
Работа в тетради
Творческая работа детей – изготовление открытки «Дом Дружбы» (з адание 1 ).
Порядок работы:
1. Вырезать заготовку для открытки.
2. Оформить лицевую часть будущей открытки (рисунок, аппликации).
3. Написать внутри открытки краткие и выразительные предложения о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Например: «Счастье нужно нам всем».
4. Презентация работ.
Домашнее задание
– Прочитайте внимательно в тетради задания 2, 3, 4 и выполните их.
Прочитайте в хрестоматии рассказ Л. Милева «Черешенка и воробей».
Круг «От сердца к сердцу»
– Помните, ребята, что мир вокруг нас может стать красивым, счастливым и радостным лишь тогда, когда каждый человек научится и будет творить добро.
Учитель предлагает детям завершить урок, высказав добрые пожелания жителям «Дома Дружбы» и всем казахстанцам.