Урок 16. Национальный и языковой состав населения России

0
341
физика

Цели: Сформировать представление об административно-территориальном де­лении России. Дать определение понятиям «ассимиляция», «титульный народ».

Дать знания об языковых семьях, группах. Изучить особенности национального и религиозного состава населения.

Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополни­тельными источниками информации.

Оборудование: Политико-административная карта, и карта народов России.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Что называется демографической ситуацией? (по уч. А.)

Анализ половозрастных пирамид (уч. А., рис. 19, с. 66).

Цифровой демографический диктант.

Расставить цифры к регионам, к которым относятся следующие признаки. Неко­торые признаки относятся к двум регионам, поэтому в итоге цифр может быть по­ставлено 10, а не 8:

Для региона характерен отток населения.

Это регион притока пожилого населения.

Высокая рождаемость.

Низкая доля детей.

Высокая доля детей и молодых.

Преобладание взрослого мужского населения.

Высокая доля пожилого населения в сельской местности.

Высокий уровень смертности.

(Север России – 1, 4, 6; Северный Кавказ – 2, 3, 5; Центральная Россия – 2, 4, 7, 8.)


Объясните «перетяжки» в половозрастной пирамиде России. Почему они перио­дически появляются вновь через 20-25 лет? Каков прогноз очередного снижения рож­даемости? («Перетяжки» в половозрастной пирамиде означают резкое снижение рождаемости. Причиной этому явлению может быть война, голод и экономический кризис. Повторение низкой рождаемости ожидается через 25 лет от 1991 г., т. е. придется на 2015 год.)

Оцените демографическую ситуацию в России начала XXI века. (Естествен­ный прирост отрицательный смертность высокая и превышает рождаемость; эмиграция составляет около 100 тыс. в год, иммиграция около 500 тысяч человек в год, т. е. положительное сачьдо миграций.)

Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составом населения России. Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает 130 наро­дов.

Распложена Россия на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада – европей­ские страны – Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства.

На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав силь­но влияние ислама, а значит на республику Азербайджан – неоспоримо влияние мусульманских соседей – Турции и Ирана. Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне и грузин.

На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казах­стана также очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, уз­беков, уйгуров.

Итак, не только Россия многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская и т. д.

Народы России по языковой принадлежности относятся к 4 языковым семьям:

Индоевропейская семья (89% населения);

Алтайская семья (7% населения);

Кавказская семья (2% населения);

Уральская семья (2% населения).

Семьи делятся на группы. Так, в индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье – славянская, а среди славян крупнейший народ – русский (82,5% всего населения).

В. Даль, создатель толкового русского словаря, писал, что национальная принад­лежность человека определяется по тому языку, на котором он думает. Так, русский язык является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеют.

Русские области России – это территории Европейского Севера (Архангельская, Вологодская области), Северо-Запада (Ленинградская, Псковская, Новгородская области) и Центральные районы России. Там преобладают русские.

Учащиеся чертят схему или таблицу классификации народов по языковой при­надлежности:


Работа с картой:

Укажите на карте места проживания народов, относящихся к:

Индоевропейской семье.

Алтайской семье.

Уральской семье.

Кавказской семье.

Одни народы широко расселились за пределами своей республики – татары, мордва; а другие живут в пределах своей республики.

Запись в тетрадь

Титульный народ – это народ, по названию которого называется республика: Та­тарстан – татары, Карелия – карелы.

Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения респуб­лики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции», т. е. растворения одних народов среди других. Например, в Татарстане – татары со­ставляют 48,5% населения, а в Башкирии – башкир всего 21%, а татар – 28%.

А теперь познакомимся с национальным составом населения России (табл. 10, с. 36, уч. Д.):

Вопросы к классу:

Назовите народы индоевропейской семьи.

Какой народ самый многочисленный в России?

Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.

Какой народ, входящий в индоевропейскую семью и исповедующий иудаизм, эмигрировал в 80-90-е годы в Израиль? (Евреи.)

Народы алтайской семьи исповедуют преимущественно ислам. Назовите наро­ды этой семьи, исповедующие другие религии. (Чуваши и якуты – православ­ные, а тувинцы, калмыки и частично буряты – буддисты.)

Какой народ Северного Кавказа исповедует православие? (Осетины.)

Назовите самый многонациональный народ. К какой семье или группе он отно­

сится? (Славянская группа – русские; Алтайская семья – татары; Уральская семья – мордва; Кавказская семья – чеченцы.)

Какой народ, исповедующий буддизм, живет в Европейской части России? (Калмыки.)

Назовите народы, относящиеся к финно-угорской группе в России. (Мордва, удмурты, карелы и др.) Назовите народы этой группы, живущие за пределами России. (Финны, эстонцы, венгры.)

Закрепление

После заслушивания ответов учитель предлагает открыть политико-админис­тративную карту и найти 21 республику РФ и 10 национальных (автономных) окру­гов и записать в тетрадь название субъекта и его столицу.

Тема для обсуждения:

Справедливо ли по отношению ко всем народам России существующее ныне (сталинское) административно-территориальное деление? Вопросы для уточнения:

Назовите республики, где коренное население преобладает, республики с ра­венством коренного и русского насел

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь