Урок 16 М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе
Цели: познакомить учащихся со стихотворением «Тучи»; продолжить знакомство со стихотворными размерами (изучить трехсложные размеры).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Изложение биографии М. Ю. Лермонтова:
а) детские годы поэта в Тарханах;
б) жизнь Лермонтова в Москве.
2. Чтение наизусть стихотворения «Парус».
3. Выставка работ учащихся по стихотворению «Парус».
II. Изучение нового материала.
1. Работа над стихотворением «Тучи».
1) Чтение статьи учебника об истории написания стихотворения «Тучи» (с. 163).
2) Выразительное чтение стихотворения «Тучи» учителем.
3) Анализ содержания.
– Представьте себе нарисованную в I строфе картину. Что такое «степь лазурная»? Как сравнение «цепью жемчужною» помогает нам увидеть тучи? Каким чувством наполнена строфа?
– Почему поэт называет тучки «вечными странниками»?
Что общего в судьбе поэта и тучек? А в чем различие? К кому относится слово «изгнанники»? В чем вы видите смысл сравнения поэта с тучками?
Прием сравнения – основа для построения стихотворения.
Вывод: стихотворение «Тучи» проникнуто чувством тоски и одиночества. Поэт-изгнанник размышляет о своей судьбе.
2. Знакомство с трехсложными размерами стиха.
Учитель. Рассмотрим строки из стихотворения «Тучи», расставим ударения и попытаемся определить размер.
/ – – / – – / – – / – –
Тучки небесные, вечные странники!
Мы видим группы из 3 слогов, в которых первый слог ударный, а два других – безударные.
Трехсложный размер с ударением на первом слоге называется дактилем.
Запись в тетрадь.
Прочитаем, какие еще 3-сложные размеры существуют (с. 254 учебника).
3. Конкурс на быстрое и правильное определение размера стиха.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
1) найти в стихотворении «Тучи» инверсии и повторы, указать их роль;
2) определить размер стиха в следующих строках стихотворений
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
* * *
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
* * *
Сижу за решеткой в темнице сырой…
* * *
Урну с водой уронив,
Об утес ее дева разбила…
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
* * *
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
* * *
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»
3) подобрать по 2 примера на каждый стихотворный размер.