Урок 154. Междометия и другие части речи

0
607
физика

Урок 154. Междометия и другие части речи

Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте синтаксический разбор, определите
части речи, укажите их роль в предложении.

К…манда стояла (на)смертъ но увы пропустила мяч… в самом конце ма…ча.

(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением меж­ дометий.

В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.

III . Анализ предложений

– Сопоставим предложения и определим роль и значение омо­ нимичных слов.

1)0 тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных коло­ колен! (К.Д. Бальмонт.)

О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)

О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Гри­ горьев.)

Комментарий. В первом предложении О – усилительная час­ тица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О – предлог. В третьем – междометие.

2) Далече грянуло ура.

Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.) Комментарий. В первом предложении междометие ура упот­ ребляется в значении существительного-подлежащего. Во вто­ ром – собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.

3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!
Ого-го! Отзовитесь!

Комментарий. В первом предложении междометие ого*го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором соб­ ственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов пред­ ложения, хотя по сути они не являются членами предложения.

IV. Звукоподражательные слова

Задание: привести примеры звукоподражательных слов. (Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)

Беседа.

Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что «по-английски» кошка, например, говорит мью-мью, а собака – бау-вау.

Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)

Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и на­ строения может создать лишь интонация, с которой зву­ коподражания произносятся.)

Иногда звукоподражательные слова относят к междомети­ям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.

3. Анализ текста.

– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте синтаксический разбор, определите
части речи, укажите их роль в предложении.

Кчему (бы) (не, ни) готовил свое подр…зделениеБлохин, такого соперн…ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож…дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист…ну (не, ни)истовые пр…тив- ники лиш… мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.

Комментарий. К чему бы ни готовил свое подразделение Бло­ хин, такого соперника ни он, ни его игроки явно не ожидали. Да и кто ожидал-то? Вот уж воистину неистовые противники -лишь мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.

Обратим особое внимание на разнообразие частиц (и формооб­ разующих, и смысловых), предлогов, союзов и звукоподражатель­ ное слово. Оно выступает в роли существительного-подлежащего. Об этой роли звукоподражательного слова говорит, в частности, однородное с ним подлежащее мельканье.

4. Разбор предложений.

Бокал сказал «дзинь!» и разбился.

А щука бух в воду!

Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.

Комментарий. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения: «дзинь!» – в роли дополнения, бух – в роли сказуемого, ква-ква – в роли подлежащего.

5. Вывод.

Звукоподражательные слова, в отличие от междометий, не вы­ ражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения.

Домашнее задание

Выписать из художественных произведений предложения с междометиями; выучить фрагменты стихотворений с меж­ дометиями наизусть.