Урок 153. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

0
655
текстуры

Цели: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола; развивать умение определять время и число глагола.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите отгадку.

– Какие слова помогли вам догадаться, что это ветер? Какой частью речи они выражены?

– У какого глагола вам не удалось определить время? На какой вопрос он отвечает?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: .. с т у ф х ..

– Определите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. (Мы будем писать букву р, она начинает в алфавитном порядке этот ряд, и букву ц, которая заканчивает этот ряд букв.)

– Какие звуки обозначают эти буквы? (Это непарные согласные звуки. Звук [p] – звонкий, звук [ц] – глухой.)

Ррц Ццр Ррц …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

IV. Знакомство с неопределенной формой глагола.

1. Чтение правила. Работа над упражнением 565.

– Неопределенная форма глагола – это начальная форма. Во всех словарях глаголы даны в неопределенной форме. Глагол в неопределенной форме имеет окончание -ть.

2. Наблюдение над тем, что глаголы неопределенной формы не имеют ни времени, ни числа. (упр. 566.)

– Найдите глаголы. Определите время и число.

– У каких глаголов время и число определить нельзя? На какие вопросы отвечают эти глаголы?

V. Упражнение в нахождении и образовании глаголов неопределенной формы.

1. На доске записаны группы однокоренных слов:

Глотать, глоток, глотательный, наглотался, проглотить.

Баловство, баловался, баловень, баловать, избаловать.

– Какие слова написаны в каждой строке? Обоснуйте свой ответ. (На доске написаны группы однокоренных слов: они близки по смыслу и имеют одинаковый корень.)

– Из группы однокоренных слов выпишите только глаголы неопределенной формы. Разберите их по составу.

2. Образование глаголов неопределенной формы.

На доске записаны слова: л..чил, п..хали, к..сили, л..вил, т..нул, т..пил.

– Образуйте от данных глаголов глаголы неопределенной формы.

3. Данные словосочетания замените близкими по значению глаголами неопределенной формы и запишите их.

Водить за нос, бить баклуши, задать перцу, витать в облаках.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– У каких глаголов время и число определить нельзя?

Домашнее задание. Упражнение 567, правило, с. 88.