Цели: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола; развивать умение определять время и число глагола.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите отгадку.
– Какие слова помогли вам догадаться, что это ветер? Какой частью речи они выражены?
– У какого глагола вам не удалось определить время? На какой вопрос он отвечает?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: .. с т у ф х ..
– Определите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. (Мы будем писать букву р, она начинает в алфавитном порядке этот ряд, и букву ц, которая заканчивает этот ряд букв.)
– Какие звуки обозначают эти буквы? (Это непарные согласные звуки. Звук [p] – звонкий, звук [ц] – глухой.)
Ррц Ццр Ррц …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Знакомство с неопределенной формой глагола.
1. Чтение правила. Работа над упражнением 565.
– Неопределенная форма глагола – это начальная форма. Во всех словарях глаголы даны в неопределенной форме. Глагол в неопределенной форме имеет окончание -ть.
2. Наблюдение над тем, что глаголы неопределенной формы не имеют ни времени, ни числа. (упр. 566.)
– Найдите глаголы. Определите время и число.
– У каких глаголов время и число определить нельзя? На какие вопросы отвечают эти глаголы?
V. Упражнение в нахождении и образовании глаголов неопределенной формы.
1. На доске записаны группы однокоренных слов:
Глотать, глоток, глотательный, наглотался, проглотить.
Баловство, баловался, баловень, баловать, избаловать.
– Какие слова написаны в каждой строке? Обоснуйте свой ответ. (На доске написаны группы однокоренных слов: они близки по смыслу и имеют одинаковый корень.)
– Из группы однокоренных слов выпишите только глаголы неопределенной формы. Разберите их по составу.
2. Образование глаголов неопределенной формы.
На доске записаны слова: л..чил, п..хали, к..сили, л..вил, т..нул, т..пил.
– Образуйте от данных глаголов глаголы неопределенной формы.
3. Данные словосочетания замените близкими по значению глаголами неопределенной формы и запишите их.
Водить за нос, бить баклуши, задать перцу, витать в облаках.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– У каких глаголов время и число определить нельзя?
Домашнее задание. Упражнение 567, правило, с. 88.