Урок 152. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
Цели: показать, какие знаки препинания используются при междо метиях; дать представление об особенностях написания междометий.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите цель высказывания, определите части речи.
Что выражается с помощью междометия?
Ах да (не)ужели вы (не)зна…те чтосс.одня оружейник Про сперо и г…мнаст Тибул повели народ что(бы) взять штурмом Дво рец Трех Толстяков (Ю. Олеша.)
Комментарий. Ах, да неужели вы не знаете, что сегодня ору жейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трех Толстяков?
Особое внимание надо уделить служебным частям речи и меж дометию. Междометие выражает тревогу, нетерпение, удивление.
II. Проверка домашнего задания
Рассказать о междометии как особой части речи.
Упражнение 416: проверка по цепочке.
В это время двое учеников выполняют на доске морфологиче ский и синтаксический разбор.
Комментарий. Междометия употреблены в значениях:
существительного-дополнения (1-е предложение);
глагола-сказуемого (2-е предложение);
однородных существительных-подлежащих (3-е предложе ние);
существительного-обстоятельства (4-е предложение).
В последних двух предложениях междометия выступают само стоятельно, не являются членами предложений.
III . Изучение темы «Дефис в междометиях. Знаки
препинания при междометиях». Слово учителя
Правила правописания междометий и знаков препинания при них довольно просты:
1) Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис: Ой-ой-ой! Тьфу-тьфу-тьфу! Ах-ах!
2) Междометия выделяются запятой или восклицательным зна ком: Эх, дубинушка, ухнем!
Как обычно, если вы правильно определите часть речи и ее роль в предложении, то трудностей в постановке знаков препина ния не будет.
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 417: комментированное письмо.
Упражнение 418: выразительное чтение, объяснение орфо грамм и пунктограмм, записывание двух-трех предложений с междо метиями; морфологический разбор слова – на доске и в тетрадях.
Домашнее задание 1- § 71.
2. Упражнение 420 (подготовить исполнение диалогов по ролям).