Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте загадки про животных. Назовите глаголы и определите их число.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: подъехали, поездка, ерунда, платье.
– Сегодня мы будем писать букву, которая обозначает в данных словах два звука. Какая это буква? Почему она обозначает два звука в написанных словах? (Сегодня мы будем писать букву е, которая обозначает в данных словах два звука. В слове подъехали она стоит после твердого знака, в слове поездка – после гласной, в слове ерунда – в начале слова, в слове платье – после мягкого знака.)
– Что такое ерунда? (Вздор, пустяки, нелепость.)
– Букву е мы будем писать с приставкой лишнего слова. Какое слово здесь лишнее? Назовите его приставку. (Здесь лишнее слово – подъехали – это глагол, все остальные слова – имена существительные. В слове подъехали приставка –
Епод Депо Одеп Поде Епод …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Ознакомление с временем глагола.
1. На доске написаны предложения:
Весной солнце светит и греет.
Зимой оно мало светило и хуже грело.
Летом солнце будет ярко светить и будет сильно греть.
– Прочитайте предложения. Назовите в них глаголы. (Глаголы: светит, греет, светило, грело, будет светить, будет греть.)
– Докажите, что это глаголы. (Они отвечают на вопрос что делает? что делало? что будет делать? и обозначают действие предмета.)
– Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в настоящее время. (Глаголы светит, греет обозначают действие, которое происходит в настоящее время.)
– На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? (В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает?)
– Кроме вопроса что делает? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делаем? что делаете? что делают?
Учитель открывает на таблице-схеме вопросы глаголов в настоящем времени.
– Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие в прошедшем времени. (Глаголы светило, грело обозначают действие в прошедшем времени.)
– На какой вопрос отвечают глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопрос что делало?)
– Кроме вопроса что делало? глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?
Учитель открывает вопросы глаголов прошедшего времени.
– Прочитайте в одном из предложений глаголы, обозначающие действия, которые будут происходить, то есть действия будущего времени. (Глаголы будет светить, будет греть обозначают действия будущего времени.)
– На какой вопрос отвечают глаголы в будущем времени? (В будущем времени глаголы отвечают на вопрос что будет делать?)
– Глаголы будущего времени отвечают и на вопросы что сделает? что сделают? что будут делать?
Учитель открывает на таблице-схеме вопросы глаголов будущего времени.
– Обоснуйте наши рассуждения по плану, глядя на таблицу-схему:
2. Чтение правила на с. 208.
– Назовите грамматические признаки глагола. (Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и во множественном числе. Глаголы изменяются по временам. Они могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.)
V. Составление и запись предложений с комментированием.
– Составьте и запишите предложение о том, что происходит в природе в настоящее время. (Травка зеленеет. Черёмуха цветет. Солнце ярко светит. По небу бегут белые облака. ...)
– Напишите предложение о том, что уже произошло. (Снег растаял. Прилетели птицы. Кончились морозы.)
– Составьте предложение о том, что произойдет в будущем. (Скоро зацветут яблони. Дачники будут сажать овощи. …)
VI. Выборочное списывание и письмо по памяти. (упр. 558.)
VII. Деление слов на группы.
На доске записаны слова: синеет, выльет, съела, улетает, побежал, пришьёт, поджарила, будет пить, выезжают, посчитали, сольют, пищит, забежала, совьёт, побьёт, обнёс, переживает, запьёт.
– Сгруппируйте слова в соответствии с темой урока.
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как изменяются глаголы?
– Как узнать число глаголов?
– Как узнать время глаголов?
Домашнее задание. Упражнение 560.