Урок 150. Координатная плоскость

0
590

Цели: отрабатывать умение строить координатные оси, отмечать точку по заданным ее координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости, навык решения уравнений; формировать умение решать текстовые задачи; развивать интерес к изучению математики, логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Определите координаты точек.

(На доске начертить координатную плоскость, отметить 5 точек.)

— В каких координатных углах находятся данные точки?

2. С корабля надо высадить 50 пассажиров. Какое наименьшее количество семиместных лодок понадобится, чтобы всех пассажиров доставить на берег? (8 семиместных лодок.)

3. Найдите значение выражений:

а) 35 · 11; б) 71 · 11; в) 52 · 11; г) 84 · 11.

4. Сумма двух чисел равна 165. Если в большем числе отбросить справа один нуль, то числа окажутся равными. Какие это числа? (150 и 15.)

5. К школьному завтраку надо 13 арбузов одного размера разрезать на 42 одинаковые порции. Как это сделать, не разрезая ни одного арбуза больше чем на 7 частей?

(Ответ: ответ содержится в равенстве .)

(Оно указывает на то, что каждый из шести арбузов надо разделить на 7 частей, а каждый из остальных семи арбузов разделить на 6 частей, тогда получится 42 части одного объема и 42 части другого. Каждый ученик получит по одной части каждого из двух объемов.)

III. Индивидуальная работа

1 карточка

2 карточка (для более подготовленных учащихся)

IV. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке мы будем строить координатные оси, отмечать точку по заданным ее координатам, определять координаты точек, отмеченных на координатной плоскости.

V. Работа над задачей

№ 1415 (2) стр. 248 (самостоятельно, взаимопроверка).

Решение:

4) 100 — 85 = 15% израсходовали

5) 15% = 0,15

6) 30 : 0,15 = 500 (л.)

(Ответ: 200 листов было в пачке.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Укажите четверть, в которой абсцисса точки принимает отрицательные значения, а ордината — положительные значения.

— Постройте на координатной плоскости произвольно несколько точек, расположенных во второй четверти. Запишите их координаты.

2. № 1393 стр. 246 (самостоятельно, взаимопроверка).

— Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости? (Координатами точки.)

— Как называют первое число? (Абсцисса.)

— Как называют второе число? (Ордината.)

3. № 1396 стр. 246 (устно, показать на модели координатной плоскости).

(Ответ: на прямой, перпендикулярной оси абсцисс и проходящей через точку (4; 0) (или на прямой, параллельной оси ординат и проходящей через точку (4; 0)); на прямой, перпендикулярной оси ординат и проходящей через точку (0; -1) (или на прямой, параллельной оси абсцисс и проходящей через точку (0; -1)).)

VII. Физкультминутка

VIII. Повторение изученного материала

1. Решите уравнения (самостоятельно, взаимопроверка):

а) 4х + 12 = 3х + 8; б) 0,3 · (5х – 7) = 3 · (0,2х + 3,2).

2. Запишите программу выполнения действий: а + b · с3 : d — е + f — k2.

3. № 1411 стр. 248 (на доске и в тетрадях).

— Чему равна длина окружности? Запишите формулу.

С = 2πr

— Чему равен радиус окружности, если известна длина окружности?

(Ответ: 1 мм; 0,5 см; 0,01м.)

IX. Самостоятельная работа

Вариант I

1. Отметьте на координатной плоскости точки А (-3; 1); D (-5; 0); С (0; -2); К (3; 0); N (0; 2); М (-4; -5).

2. Определите координаты точек А, С, К, N. (Начертить на доске координатную плоскость или показать на модели).

Вариант II

1. Отметьте на координатной плоскости точки А (-3; 0); D (6; 0); С (0; 3); К (-3; 5); N (0; -2); М (-2; -3).

2. Определите координаты точек В, D, L, М. (Начертить на доске координатную плоскость или показать на модели).

X. Подведение итогов урока

— Сколько чисел нужно знать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?

— Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?

— Как называют первое число?

— Как называют второе число?

— Где в жизни мы сталкиваемся с координатной плоскостью?

— Чему равна ордината, абсцисса точки А (-1; -4), В (2; -3)?

Домашнее задание

№ 1418 стр. 248, № 1422, 1421 (б), 1424 (б) стр. 249.