Урок 15 В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

0
556

Цели:

рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика; познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличиях народной и литературной сказок; развивать навыки беглого выразительного чтения.

Ход урока

I. Знакомство со статьей в учебнике о творчестве В. А. Жуковского.

«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» – так сказал А. С. Пушкин о В. А. Жуковском, которого считал своим учителем.

Музыкальность поэзии Жуковского поражала современников. Один из них так писал о его таланте: «Отличие от всех других поэтов – гармонический язык, так сказать, музыка языка, – навсегда запечатлело стихи Жуковского… Он отделывает каждую ноту своей песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько и словом… То, в чем отличается Жуковский от всех других поэтов русских, – это музыкальность стиха его, певкость, … мелодическое выражение, сладкозвучие…»

Значение романтического творчества В. А. Жуковского в том, что он внес новые темы в русскую поэзию. Поэт буквально реконструировал старые жанры, стилистику произведений, нашел новые варианты соединения стихотворных размеров, обогатил свою поэзию новыми интонационными формами.

Обращение к народной культуре, обычаям, поверьям дает возможность Жуковскому выступить родоначальником народной темы в русской романтической поэзии. Благодаря знанию иностранных языков поэт смог заниматься переводами средневековых легенд, преданий Шотландии, Англии, Германии. Когда читаешь произведения поэта, понимаешь, что народная нравственность содержит общие духовные принципы.

Внимание к человеку, его душевным переживаниям, умение воспеть красоту природы – все это достоинства поэзии великого Жуковского.

II. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна».

Создавая литературные сказки, писатели использовали народные произведения. В свои сказки они вносили пословицы, поговорки, наполненные народной мудростью. Проникновение народной лексики в художественный стиль дало великолепный языковой сплав, который использовали и Жуковский, и Пушкин в своих произведениях.

III. Знакомство со сказкой.

Словарная работа ведется параллельно с чтением текста произведения.

IV. Беседа по вопросам (учебник, с. 80).

Выборочное чтение.

Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:

1. Какова причина сна героини?

2. От чего наступает сон?

3. Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?

4. Что помогло пробудить царевну?

5. Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной борьбой Добра и Зла?

6. Чему учит эта сказка?

7. Есть ли в этой сказке зачин, присказка, концовка, повторы?

8. В чем схожесть с народной сказкой и в чем отличие?

«Спящая царевна» – одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество Жуковского современно и ныне.

Домашнее задание: работа над вопросами 4, 6 в учебнике.