Задачи: закрепить и систематизировать ранее полученные знания; сформировать обобщенное представление о климатических поясах и типах климата на территории России; развивать умение составлять характеристики климатическим областям по картам и плану, определять погоду по синоптической карте; систематизировать и расширять представления учащихся о влиянии климата на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность человека; сформировать знания об агроклиматических ресурсах и неблагоприятных климатических явлениях.
Ход урока
Проверка знаний и умений по теме «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России».
Урок рекомендуется начать с закрепления и обобщения знаний и умений характеризовать и вычислять увлажнение для различных районов нашей страны. Можно использовать следующие вопросы и задания:
Что такое увлажнение?
Какое увлажнение называется избыточным, достаточным, недостаточным, скудным?
Что такое коэффициент увлажнения?
Докажите, что увлажнение зависит от температуры воздуха и не зависит от среднегодового количества осадков.
Объясните закономерности распределения испаряемости по территории России.
Вычислите коэффициент увлажнения для Екатеринбурга и Петропавловска-Камчатского, пользуясь климатическими картами; объясните, почему эти города, расположенные примерно в одних широтах, имеют различное увлажнение и находятся в разных растительных зонах.
На данном уроке проводить опрос учащихся необязательно, т. к. качество усвоения знаний и умений обнаружится при характеристике климатических поясов во время выполнения практической работы.
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Прежде чем характеризовать основные свойства типов климата России, рекомендуется записать план характеристики в тетрадь.
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПОВ КЛИМАТА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Физико-географическое положение климатической области.
Величина суммарной радиации.
Средние температуры июля, января, годовая амплитуда температур.
Среднегодовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Господствующие воздушные массы и типичные атмосферные процессы.
Влияние климата на растительность и речную сеть.
Охарактеризовать климат конкретного населенного пункта
можно в виде обобщающей таблицы. В ней физико-географическое положение области заменяется на широту пункта, а также добавляется пункт «Влияние климата на жизнь человека».
ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Самостоятельная работа учащихся по характеристике типов климата России с использованием карт и плана.
Пример выполнения работы:
Характеристика климата степей с недостаточным увлажнением (территория Волгоградской области).
Климатическая область располагается в южной части Русской равнины.
Суммарная радиация – 110 – 120 ккал/см2.
Средняя температура июля + 24 °С, средняя температура января -8 °С, годовая амплитуда температур – 32 °.
Среднегодовое количество осадков – 400 мм, испаряемость – 1000, коэффициент увлажнения – 0,4.
Господствуют кУВМ и мТВМ.
Недостаточное увлажнение способствует развитию степной растительности. Речная сеть представлена крупными реками (Волга, Дон), питание которых снеговое, подземное и за счет притоков.
По завершении работы, предварительно обратив внимание школьников на разнообразие типов климата на территории России, учитель предлагает им ответить на вопрос и выполнить задание:
Чем объясняется исключительное разнообразие и особенности климатических условий на территории нашей страны?
Назовите причины и факторы, выделив из них главные.
Ответы способствуют обобщению и систематизации знаний о
климатообразующих факторах на новом, более высоком уровне, стимулируют самостоятельность мышления учащихся.
Этот этап урока можно назвать «Климат и человек». Название отражает его основную цель проследить влияние человека на климат и климата на человека. Изучение начинается с проблемного вопроса: «Что происходит с климатом и погодой за последние десятилетия?» Выслушав школьников, учитель обсуждает проблему, обобщает и систематизирует полученные ответы.
За последние десятилетия участились экстремальные явления природы, которые прослеживаются почти одновременно во многих местах. Так, в 1972 году засуха поразила Восточную Европу, Индокитай, Африку, Латинскую Америку. В конце 1983 года в северном полушарии повсеместно отмечались рекорды климатических особенностей необычных осени и зимы: на территории России стояла очень теплая зима; в Западной Европе, США – сильнейшие и очень устойчивые холода для начала зимы; в Индокитае вместо солнечной теплой погоды лили дожди, было холодно; в Мексике отмечались рекордные холода – температура воздуха опускалась до – 8 °С.
Проявление экстремальных погодных явлений сразу во многих местах может быть вызвано только глобальными, общими для всех районов Земли причинами. Установлено, что если циркуляция атмосферы Земли приобретает необычные черты, то, как правило, сразу во многих местах планеты. Об изменениях характера циркуляции атмосферы за последние десятилетия свидетельствуют такие факты: рост давления воздуха в полярных широтах, увеличение числа дней с восточной формой циркуляции, уменьшение числа циклонов и антициклонов над Северной Америкой и в то же время увеличение мощности и продолжительности жизни этих барических образований. Но почему общая циркуляция атмосферы меняется именно сейчас? Можно назвать несколько причин, которые, по мнению ученых, вызывают столь необычную циркуляцию атмосферы в последние десятилетия и изменения, происходящие с климатом Земли.
В первую очередь это антропогенные изменения свойств подстилающей поверхности и газового состава атмосферы. Они достигли в настоящее время таких размеров, что начали сказываться на общей циркуляции атмосферы и климата. Имеется в виду влияние городов (в крупных городах температура воздуха выше в среднем за год на 1,5 °С, на 15 % больше атмосферных осадков, сильно изменен газовый состав и увеличена загрязненность воздуха), водохранилищ (увеличивается скорость ветра, понижается температура и повышается влажность воздуха), осушения болот, орошения (температура воздуха и почвы понижается, а относительная влажность повышается), замены лесов пашнями, лугами и т. д. Вторая возможная причина – частые и мощные извержения вулканов, сопровождающиеся выбросом большого количества вулканического пепла. В результате образующейся пылевой завесы до 2-3 % уменьшается приток солнечной радиации к Земле.
Интересно обсудить с учащимися вопрос: «Уменьшается или увеличивается зависимость человека от климата в современных условиях?».
Учитель. На первый взгляд – вроде бы уменьшается, а на самом деле увеличивается, так как сложная современная техника очень чувствительна к погоде и нарушение её работы вызывает большие трудности. В то же время человек и сейчас слабо защищён от опасных явлений – ураганов, бурь, катастрофических ливней, снегопадов, заморозков, засух и т. п. Ущерб этих явлений весьма велик. Нередки и человеческие жертвы. Поэтому опасные явления тщательно изучаются учеными, разрабатываются возможности прогноза с целью предотвращения нежелательных последствий.
В таких местах, где климат может оказывать и благоприятное, оздоравливающее воздействие на человека, организуют климатические курорты, санатории, здравницы.
При обсуждении вопроса о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека следует подчеркнуть, что практически все отрасли нашего хозяйства учитывают его особенности.
Учитель. Все виды современного транспорта в очень большой степени зависят от климатических условий. Штормы, ураганы и туманы, дрейфующие льды затрудняют судоходство. Грозы и туманы затрудняют, а иногда и становятся непреодолимым препятствием для авиации. Для бесперебойного движения железнодорожных поездов зимой приходится бороться со снежными заносами. Для этого вдоль всех железных дорог страны посажены лесополосы. Движению автотранспорта мешают туманы и гололед на дорогах. Они особенно опасны на горных трассах.
Климатические условия приходится учитывать при строительстве домов и технических сооружений. Так, во всех районах Сибири, где господствуют морозы, применяется тройное остекление окон. От климатических условий зависят продолжительность отопительного сезона и способы отопления жилищ, общественных и промышленных зданий.
Особенно важно учитывать климатические особенности территории при организации сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные культуры могут давать высокие устойчивые урожаи только в том случае, если они размещены в соответствии с климатическими условиями территории. Так, для выращивания озимой пшеницы нужен снеговой покров, устойчивый в течение зимы и имеющий мощность не менее 20-30 см. А в районах, где много тепла и много дождей, можно выращивать такие ценные субтропические культуры, как лимоны, мандарины, чай.
На данном этапе урока учитель формирует понятие «агроклиматические ресурсы», учит приемам чтения и анализа карты агроклиматических ресурсов.
Учитель. Агроклиматические ресурсы – это ресурсы климата, влияющие на процессы сельскохозяйственного производства. Показателями агроклиматических ресурсов являются:
продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 °С;
сумма температур за этот период;
коэффициент увлажнения;
мощность и продолжительность снежного покрова.
Задания для работы с картой агроклиматических ресурсов:
Какие территории России достаточно обеспечены влагой?
Какие территории получают большие запасы солнечного тепла?
Где в России создаются наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства?
Назовите сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в вашей области, и обоснуйте целесообразность возделывания данных культур, используя показатели агроклиматической карты.
Вызывают интерес у учащихся сведения о неблагоприятных климатических явлениях. Ключевые слова необходимо записать в тетрадь.
Учитель. К неблагоприятным климатическим явлениям относятся засухи, суховеи, заморозки, сильные ливни, сильные морозы, ураганы, пыльные бури. Причиной их являются отсутствие или обилие атмосферных осадков, резкие перепады давления, быстрые смены температур или собственно климатические условия.
Засуха – длительная сухая погода при повышенной температуре воздуха с отсутствием атмосферных осадков. Проявляется вследствие длительного господства антициклональной погоды.
«О засухах на Русской равнине известно очень давно. В 1374 году «были сильный зной и жара, а дождя сверху не было ни единой капли за все лето, и был сильный мор на людей по всей земле русской…». В 1423 году в Нижнем Новгороде отмечена засуха и «голод сильный по всей Земле, так что многие люди мрут». Известно, что засуха часто «посещала» Поволжье, почти каждые 2-3 года.
Катастрофическими были засухи 1891 и 1921 годов. Земля каменела, трескалась от зноя, хлеба горели на корню. Засушлив был и 1929 год, когда в Самаре выпало всего 128 мм осадков, а в Астрахани – 67 мм».
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. – с. 65-66.)
Суховей – иссушающий ветер со скоростью от 5 до 20 м/с, высокой температурой (20-25 °С) и низкой относительной влажностью (менее 30 %). Исходит от периферии антициклона.
Пыльная буря – сильный ветер типа суховея, выдувающий и переносящий на большие расстояния огромные массы мелкозернистых частиц почвы, а в пустынях песка.
Ураган – ветер разрушительной силы и продолжительности со скоростью более 30 м/с. Причина – большая разность атмосферного давления на близком расстоянии, что чаще всего связано с циклонами.
Рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией карт атласа «Повторяемость засух на европейской территории России» и «Среднее многолетнее число дней с суховеями на европейской территории России» (с. 31). Можно использовать видеофрагменты, иллюстративный материал. Об опасных климатических явлениях, в том числе своей местности, учащиеся делают заранее подготовленные сообщения.
В завершение урока учитель организует работу с синоптической картой и учит определять погоду по ней. Нельзя обойти вопрос о значении гидрометеорологических служб России в организации работы транспорта, сельскохозяйственных работ и т. д.
Учитель: Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах – синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые синоптические карты появились в 1860 году. Их составителем был первый синоптик Роберт Фицрой, английский гидрограф и метеоролог. Он составлял карты погоды и давал прогнозы бурь, которые очень ценили моряки, но эти прогнозы не всегда были точными. В настоящее время прогнозы погоды составляют синоптики, работающие в прогностических организациях – Гидрометцентре России, местных гидрометцентрах, бюро погоды, гидрометеорологических бюро, авиационных метеоцентрах и на станциях. В нашей стране насчитывается несколько сотен таких организаций, и каждая из них в течение суток выдает десятки прогнозов. При общем подсчете оказывается, что из 100 прогнозов лишь 12 не оправдываются. Ведь специалисты получают многочисленную информацию с помощью искусственных спутников. Эта информация обрабатывается на ЭВМ и используется для построения синоптических карт. На космических снимках можно увидеть расположение циклонов, атмосферных фронтов, зарождение ураганов и т. д.
Предсказание погоды златых гор достойно…
Если мы научимся точно предсказывать погоду,
Нам нечего будет просить у бога.
(Ломоносов М. В.)
Работа современного воздушного, наземного и морского транспорта без прогнозов погоды была бы если не парализована, то выполнялась бы вслепую. Не будь специализированных прогнозов для сельского хозяйства, страна теряла бы значительную часть урожаев. Кроме того, синоптики выдают предупреждения об опасных и особо опасных явлениях погоды. Такая информация помогает предотвратить аварии, уберечь человеческие жизни, уменьшить последствия стихии. Стоимость сбережённых за счет прогнозов погоды материальных средств в несколько раз больше затрат на содержание самой службы прогнозов.
Практическая работа № 7. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды. Задания практической работы приведены на с. 13-14 рабочей тетради. Также можно использовать следующие задания:
Назовите области, где находятся антициклоны; определите атмосферное давление в центрах антициклонов. Какими признаками характеризуется состояние погоды в антициклональных областях? Назовите причины, объясняющие состояние погоды.
Назовите области, где находятся циклоны; определите величину атмосферного давления и опишите состояние погоды в циклоне: температуру, облачность, осадки, силу и направление ветра. Чем объяснить состояние погоды в циклоне?
Сравните погоду в двух населенных пунктах; объясните причины различий.
Какие воздушные массы разделяют тёплый фронт? Какую погоду он приносит в области продвижения?
Закрепление материала.
На закрепление материала остается очень мало времени, поэтому рекомендуется использовать его для повторения особо трудных вопросов темы и ключевых слов. Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что нужно знать и уметь по завершении темы «Климат и агроклиматические ресурсы».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 11, выполнить задание 6 на с. 72 письменно, задания на контурной карте (с. 42-43 рабочей тетради), подготовиться к контролю знаний по всей теме.