Цели урока:
ознакомление учащихся с понятиями «трудолюбие» и «леность»;
объяснение ребенку, что только труд облагораживает мысли, чувства и дела человека
привитие детям стремления быть трудолюбивыми.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, практическая работа.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».
Ход урока
1. Круг радости
Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку.
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Тили-тили, трали-вали,
Это братцы мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.
2. Поговорим
Ребята! Как вы думаете, какого качества не хватает Антошке?
А какого человека можно назвать трудолюбивым?
Выполняли ли вы какую-нибудь работу с радостью?
Что вы испытывали после такой работы? (Ответы детей).
Конечно же, любую работу можно делать с любовью. Просто нужно изменить свое отношение к ней. Не нужно превращать работу в каторгу. Задумайтесь. Делая что-либо, мы, в первую очередь, делаем это для себя. Как приятно потом пожинать плоды своих собственных трудов. Как приятно, когда дома чистота и порядок, когда мама видит, что ты не равнодушен к ней, помогаешь ей, ее лицо начинает светиться от счастья.
3. Обратимся к учебнику
Наша мудрая «Азбука» разъясняет, что такое «трудолюбие» и «трудолюбивый человек». Откройте ее страничку и ознакомьтесь с ее содержанием. Запомните эти определения.
Трудолюбие – это духовная ценность человека. Трудолюбивый человек – это человек, любящий мыслить, учиться, трудиться, творить и созидать.
Прочитайте стихотворение «Азбуки». Будьте внимательны при его чтении.
Расскажите, что создается трудом человека?
А что вы можете добавить к этому стихотворению? (Ответы детей).
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба,
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
4. Чтение произведения. С.Я.Маршак «Кот и лодыри»
Какие чувства и настроения в этом стихотворении?
На какие вопросы дает вам ответы это произведение? (Ответы детей).
5. Творим в тетради
А сейчас тетрадочка-«Помощница» приглашает вас потворить на своей страничке. Вы конечно же внимательно прочитали стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри». Интересно, какими предстанут на страничках тетрадки герои этого произведения? (Дети творят в тетради).
6. Игра-упражнение
Все в этой жизни не возникает само по себе, просто так. Все создается трудом. И человек стал человеком благодаря своему трудолюбию. Принято говорить: «Труд облагораживает человека». Это, действительно, правда.
Если бы мы не трудились, мы не достигли бы того уровня, на котором сейчас находимся. Человек так бы и жил в пещере, ел сырое мясо и думал, что Земля квадратная. Он никогда бы не увидел нашу красивую планету со стороны. Никогда бы не смог подняться в голубое небо, увидеть космос. Труд – это движение вперед, это прогресс, порыв, путь к новому, неизвестному, дорога в будущее. Наши предки всегда ценили труд других и уважали трудолюбивых людей. О труде сложено множество пословиц и поговорок. А вы их знаете? Давайте проверим, кто из вас знает больше всех пословиц о труде. Для этого разделимся на две команды. Произнося пословицу, вы должны рассказать о том, чему она нас хочет научить. (Дети соревнуются).
7. Домашнее задание
Дома прочитайте рассказ «Слово и дело» (О.Гумирова). Ответьте на вопросы «Азбуки».
В «помощнице» выполните Задание 2. Кроме того, в тетрадочке для вас есть очень интересное задание. Напишите пятистишие о труде и трудолюбии (Задание 3). (Учитель обучает детей составлять «синквейны» – пятистишия. Методика составления синквейнов такова: первая строка – существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных; третья строка – три глагола; четвёртая строка – фраза по теме; пятая строка – одно слово – заключение. Например: первая строка – «цветок»; вторая строка – «красивый», «душистый; третья строка – «украшает», «расцветает», «пахнет»; четвертая строка – «очень люблю такие цветы»; пятая строка – «радость». Или: первая строка – «мама»; вторая строка – «красивая», «добрая»; третья строка – «любит», «ласкает», «обожает»; четвёртая строка – «я её очень люблю»; пятая строка – «тепло»).
Наша «помощница» приготовила для вас и ваших родных занимательный тест, который поможет определить каждому из вас насколько сильно вы любите трудиться (Задание 4). Протестируйте своих близких и друзей.
8. Круг «От сердца к сердцу»
Сегодняшний урок «Самопознание» я хотела бы закончить словами русского поэта Н.Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Давайте повторим эти строки.
Действительно, ребята, для того, чтобы не стоять на месте, мы должны не лениться, а трудиться и совершенствоваться. В нашей жизни не должно быть места ни грамму лени.
Ребята, что вы поняли на этом уроке? (Дети делятся мыслями).